Биография
Андреас Шлютер (1660 – 1714) – это немецкий архитектор и скульптор, он являлся одним из ярчайших представителей раннего барокко в Германии. Занимал должность директора Берлинской академии художеств с 1702 по 1704 гг.
Считается, что Андреас Шлютер родился в Гданьске в 1660 году в семье скульптора. Учился скульптурному мастерству у Давида Запориуса. Завершилось художественное образование Шлютера поездкой в Голландию, где зодчий пристрастился к нидерландскому барокко.
Рисунок 1. Андреас Шлютер. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В период с 1689 по 1693 гг. Шлютер работал в Польше (преимущественно в Варшаве). Здесь он занимался созданием скульптурных произведений королевского дворца в Вилянове и дворца Красиньских. Некоторые его работы находятся в Жолкве, в поместье Яна Собеского.
В 1694 году скульптор переехал в Берлин, где занимался разработкой интерьеров апартаментов курфюрста и руководил строительством Городского дворца. Одним из самых известных его шедевров называют конный памятник «Великому курфюрсту», находящийся ныне в Шарлоттенбурге.
Долгое время было распространено ошибочное мнение, что Шлютер разработал первоначальный проект Янтарной комнаты.
В 1696 году зодчий создал одно из наиболее значительных произведений в своей жизни – конный памятник Фридриху Вильгельму (памятник великому курфюрсту). В 1697 году Шлютер стал автором бронзовой статуи курфюрста Фридриха III. В своих произведениях он выступил апологетом прусского абсолютизма. В этих статуях мастер стремился показать образ великого и мудрого правителя. Прусский правитель, одетый в античный костюм, восседал на медленно шествующем коне. Постамент памятника был украшен специальными деталями (волютами и фигурами рабов), которые должны были символизировать победы прусского абсолютизма. Тем не менее, черты напыщенности и искусственности ясно ощущаются в этой типично барочной композиции.
Известно, что в 1698 году Шлютер занимался завершением строительства здания берлинского арсенала, которое было начато придворным архитектором Иоганном Нерингом.
В 1699 году Шлютер получил возможность руководить возведением большого королевского дворца по созданному ранее проекту. К этому моменту он уже являлся главным архитектором. Следует заметить, что Берлинский дворец строился долго. Работы нулевого цикла были начаты еще задолго до Шлютера, а сам дворец был закончен только к середине XIX века. Однако, считается, что внешний вид главного здания определяется исключительно теми частями, которые были созданы Шлютером. Он разработал северный и южный фасад здания, а также фасады внутреннего двора. Шлютеру также принадлежит проект лестницы и нескольких парадных комнат дворца.
Творческая деятельность
Специалисты считают Андреаса Шлютера автором немецкого барокко. Период работы зодчего в Германии считается расцветом его деятельности. Примечательно, что это происходило на фоне малого интереса прусского короля к архитектуре. После обрушения несущих конструкций Монетной башни, запроектированной Шлютером, архитектор впал в немилость. В этой связи Шлютер без долгих колебаний принял предложение переехать в Россию. Петру I архитектора рекомендовал немецкий философ Г.В. Лейбниц.
Контракт о переходе на службу в России Андреас Шлютер подписал в 1713 году. С российской стороны договор был подписан Яковом Брюсом. Петр I был несказанно рад приезду европейского архитектора и сразу назначил его главным архитектором Санкт-Петербурга.
Император возлагал на Шлютера большие надежды, он поселил архитектора в недавно построенном Летнем дворце (архитектор – Доменико Трезини). Шлютер сразу занялся художественной отделкой дворца (он создал 28 терракотовых барельефов на главном фасаде здания).
По просьбе Андреаса Шлютера ему в помощь были приглашены архитекторы И.Ф. Браунштейн и Г.И. Маттарнови (с ними Шлютер работал в Берлине). Петр I поручал главному архитектору проекты и планы, над которыми уже работали другие зодчие.
В Летнем саде по эскизам Шлютера были созданы Большая оранжерея и Грот (не сохранились до сегодняшних дней).
Известно, что Андреас Шлютер разработал чертежи, по которым возводился дворцово-парковый ансамбль Петергофа (например, дворец Монплезир). В процессе возведения Большого дворца, помощник архитектора Браунштейн пользовался чертежами своего руководителя. Шлютер же в этот период занимался оформлением интерьеров дворца Меньшикова, строительством объектов в Ораниенбауме, а также Кикиных палат в Санкт-Петербурге.
Шлютер проработал в России всего год. Он скончался в 1714 году из-за тифа. Похоронили архитектора на иноверческом кладбище недалеко от Сампсониевского собора. Могила Шлютера не сохранилась до сегодняшних дней.
Летний дворец
Летний дворец Петра I является одной из самых ранних каменных построек, сохранившей свой внешний облик и планировку помещений. Он представляет собой двухэтажное здание, предназначенное для летнего пребывания царской семьи.
Комнаты для царицы и детей располагались на втором этаже, нижние покои отводились Петру I.
Известно, что основную часть проекта разработал Доменико Трезини. Шлютер же, совместно с М. Земцовым, принимали участие в отделке помещений.
Здание мало изменилось за прошедшие столетия: простой и четкий план, прямые ряды дверных и оконных проемов, а также крутая четырехскатная кровельная система, украшенная фигурой Георгия Победоносца, пронзающего копьем змееподобного дракона.