Сущность алтаря
Алтарем принято называть жертвенник, или его верхнюю часть, приспособление для сжигания жертвы. В первоначальном значении алтарь определяется как сооружение, предназначенное для жертвоприношений.
Принято считать, что алтари зародились в религии древних язычников. В данном случае алтарь был изготовлен из природных материалов, таких как камень, глина или земля. Расположены такие сооружения были в местах взаимодействий язычников с божеством, например, на полянах, в роще или у ручья. Позже, перекочевав в Древнюю Грецию, алтарь приобретает вид здания (храма). Римский архитектор Витрувий ввел ориентацию алтаря на восток.
У язычников алтарь совмещался с камнем, на котором производились жертвы (так было принято у некоторых семитов и в античном мире). Алтарь в язычестве, как правило, располагается под открытым небом, но были и исключения. Например, в некоторых «закрытых» храмах Скандинавии алтарь находился под общей кровлей с капищем, местом для установки языческих идолов.
Одним из наиболее знаменитых и хорошо сохранившихся алтарей эллинистического периода является «Пергамский алтарь», построенный в первой половине II века до нашей эры. Основной тематикой изображений алтаря является битва богов с гигантами. На сегодняшний день алтарь находится в берлинском Пергамском музее, который был построен специально для размещения этого алтаря. Известно, что в данный момент проходит реставрация сооружения.
Ученые считают, что строительство Пергамского алтаря было посвящено Зевсу. В связи с малым количеством сохранившихся записей о его принадлежности этот тезис нередко подвергается сомнению. Специалисты обращают внимание на ритмичность событий и энергию в изображениях алтаря. На всех скульптурах можно прочитать атмосферу стремительного натиска богов и отчаянного сопротивления гигантов. Что примечательно, эффект битвы помогают создать обилие деталей и фон происходящих действий.
Рисунок 1. Алтарь. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Одной из главных особенностей Пергамского алтаря является сущность передачи психологии настроения изображенных живых существ. По выражению лиц можно совершенно точно определить восторг или трагизм обречённых гигантов. Сцены смерти наполнены скорбью и отчаянием. При этом, лица олимпийских богов не характеризуются спокойствием: их мускулы находятся в напряжении, а брови нахмурены. Как свойственно подобным скульптурам Древней Греции, все участники действий прекрасны лицом и своими пропорциями, сцен, которые бы вызвали отвращение у зрителя нет.
Рисунок 2. Пергамский Алтарь Зевса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Алтарь в христианской церкви
В православном мире алтарем называют возвышенность в восточной части христианского храма. Она предназначена для священнослужителей и, как правило, отделена от основной части зала иконостасом. В центре алтаря располагается квадратный или прямоугольный стол, на котором обычно находится ткань со вшитыми частицами мощей какого-либо мученика, а также богослужебное Евангелие и напрестольный крест. Под престолом обычно находится часть святых мощей, это есть ничто иное, как проявление христианских традиций в совершении литургии на гробницах мучеников.
Восточная стена христианского алтаря, в соответствии с древними традициями, устраивается в виде полукружия, называемого апсидой. В центральной ее части располагается образ Господа Вседержителя, восседающего на троне, или образ Иисуса Христа. Под этим образом предусматривается специальная возвышенность, которая является образом небесного престола. Нередко на этой возвышенности устраивают место для архиерея, а по бокам от него – сиденья для священников.
За престолом перед возвышенностью обычно ставят семисвечник, который имеет вид разветвляющегося столпа с семью лампадами.
Северо-восточная часть алтаря характеризуется наличием жертвенника. Жертвенник представляет собой стол для совершения части своеобразного обряда, заключающегося в приготовлении смеси из хлеба и вина, имеющей ритуальное значение.
У западной стены христианского алтаря устанавливается кресло с откидным сидением для настоятеля храма.
У северной или южной стены алтаря может быть предусмотрена емкость для умывания и кадильная ниша, в которой хранится и готовится к использованию кадило.
Примечательно, что в одном христианском храме возможно сосуществование нескольких алтарей и престолов. Однако, при этом позволено на одном престоле служить литургию только один раз в день. По канонам Восточных Церквей, в алтари дозволено входить только священнослужителям, а также при совершении крещения. На практике делается исключение для помогающих в помещении алтарников, для женских монастырей алтарники могут быть заменены монахинями преклонного возраста.
Алтарь в буддизме
Буддийский алтарь располагается в самом высоком месте храма и состоит из целой композиции объектов, символизирующих тело, речь и ум Будды. Из них формируется базовый алтарь:
- статуя Будды или бодхисаттвы представляет тело Будды и помещается в центре алтаря;
- сакральный текст, представляющий речь Будды и завернутый в желтую или красную ткань, располагается слева от Будды;
- ступа, размещенная с правого бока от Будды, символизирует ум Будды.
Примечательно, что вместо каждого из этих объектов могут использоваться их изображения. В оформлении алтаря могут быть использованы изображения будд, лам, бодхисаттв или учителя. Вокруг него могут быть размещены идамы и защитники.
В буддийском алтаре существует вторая группа объектов, относящаяся к дарам. В качестве этих вещей обычно используют семь чаш для даров Будде и бодхисаттвам. Эти чаши должны быть расположены в одну линию и содержать такие компоненты, как:
- питьевая вода;
- вода для умывания;
- рис и цветы;
- рис и благовония;
- свеча;
- ароматизированная вода;
- рис и еда.
Третья группа объектов буддийского алтаря являет собой ряд предметов, используемых во время особых ритуалов. К этим объектам обычно относят тормы, колокольчики и хрустальные шары.