Алтарь как сооружение
Алтарь – своеобразный жертвенник или его вершина, а также приспособление для сжигания жертвы.
Своими корнями алтарь уходит в языческую культуру. Первые алтари появились в религии древних язычников. Они сооружались из природных строительных материалов – камня, глины или земли, в этих местах происходили взаимодействия людей с божеством. Примечательно, что в Древней Греции алтарь имел вид храма, например, Пергамский алтарь в Берлине. Это сооружение является одним из самых значительных и хорошо сохранившихся религиозных памятников в мире. Своё название этот алтарь получил в честь города своего создания – Пергама. Алтарь украшен рельефными изображениями, основной темой которых является битва богов с гигантами. Специально для Пергамского алтаря в Берлине было построено здание, в нём разместили отреставрированное сооружение и теперь принимают туристов.
Другим, не менее известным сооружением такого рода является Гентский алтарь в Бельгии. У этого сооружения весьма сложная и драматичная история. XVI век характеризовался массовым гонениям верующих, это привело к тому, что данный алтарь многократно демонтировали и прятали в разных местах, чтобы уберечь от вандализма со стороны иконоборцев.
Известно, что в XVIII веке император Иосиф II приказал снять две крайние створки алтаря по причине непристойных, по его мнению, обнаженных изображений Адама и Евы. Вместо этого алтарь дополнили новыми изображениями. Когда Бельгия была захвачена Наполеоном, священная реликвия была вывезена на родину Бонапарта, но позже всё равно была возвращена в Брюссельский музей. Примечательно, что в 1816-м году еще две пары створок выкупил торговец картинами, на них были изображены ангелы. Позже Брюссельский музей дополнил недостающие элементы копиями мастера Михиля Кокси.
В последний раз реставрацией алтаря занимались в шестидесятые годы XX века. Под надзором специалистов был удален старый потемневший лак с живописи и лишние записи.
Православный же алтарь представляет собой возвышенность в восточной части храма. Это место предназначено для священнослужителей, оно отделяется от основной части христианского храма иконостасом.
Примечательно, что если внимательно рассмотреть древние христианские храмы, такие как Софийский собор или храм Спаса-Преображения, то можно заметить, что форма алтаря и барабана, на котором находится главный купол совпадает. Украшены эти две части храма тоже одинаково, при наличии пояса на алтарной стене отмечается присутствие его и на барабане.
Рисунок 1. Софийский собор в Киеве
Алтарь в Древней Греции
В античной культуре алтарь использовался как место для жертвоприношений. Это явление представляло необходимую составляющую культа большинства богов. Но были и исключения, например, для богов подземного мира жертвы приносились в ямах. Известно, что каждое религиозное действие в Древней Греции сопровождалось жертвоприношением, поэтому, логично предположить, что алтари появились раньше храмов. По композиционной части при строительстве храмов поступали следующим образом: при строительстве храмов алтарь располагали снаружи, нередко перед храмом. В некоторых жилых домах также имелись алтари. В таком случае они располагались на внутренних дворах, где и осуществлялись обряды жертвоприношения.
Древнегреческий алтарь представлял собой возвышение, сооружённое из земли. Известно, что Великий алтарь Зевса в Олимпии был сделан из продуктов горения, пепла от жертвоприношений. Типичным строительным материалом для алтаря был природный камень, ведь наиболее простая конструкция алтаря представляла собой одиночную каменную плиту. Алтари имели прямоугольную, квадратную или круглую форму в плане. По мере развития технологий и отрасли строительных материалов алтарь становился всё более сложным сооружением и в конечном итоге превратился в отдельно стоящее здание. Алтари типа Пергамского называют монументальными ступенчатыми сооружениями, которые строились с тем, чтобы выразить почести богам, в честь которых и задумывались эти сооружения. Самый крупный из известных ныне алтарей был обнаружен в Сиракузах, он имел площадь 4,5 тысячи квадратных метров.
Примечательно, что не все древнегреческие алтари были предназначены для сжигания жертв. Как было сказано выше, существовали алтари с большим углублением в центральной части, оно предназначалось для захоронений. Существовали алтари небольших размеров, конструируемые из камня или обожженной глины и, судя по всему, являлись переносными. Помимо алтарей древние греки располагали чаши с водой перед входом в храм для проведения очистительных ритуалов.
Рисунок 2. Пергамский алтарь. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Алтарь в Буддизме
Для буддийского алтаря характерным расположением является высокое место. Сам алтарь представляет собой несколько предметов, сложенных в определенном порядке. Самыми важными считаются три объекта, представляющие речь, тело и ум Будды. Тело Будды представляет статуя, которая обычно размещается в самом центре. Речь символизируется наличием сакрального текста, завернутого в жёлтую ткань, такой свиток располагают слева от Будды. С правой стороны находится ступа, она символизирует ум Будды. Примечательно, что вместо каждого из этих предметов допускается использовать их изображения.
Вокруг композиции из вышеописанных объектов обычно располагаются изображения будд, бодхисаттв, лам и защитников.
Существует еще одна группа объектов, относящаяся к дарам Будде. Эта группа представляет собой семь чаш, в которых помещаются такие компоненты, как:
- питьевая вода;
- вода для умывания;
- рис и цветы;
- рис и благовония;
- свеча;
- ароматизированная вода;
- рис и еда.
В буддизме важен порядок расположения вышеописанных даров, иногда в них включают морскую раковину и колокольчик, которые символизируют пробуждение существ, слушающих Дхарму.
Третья композиция объектов состоит из предметов, используемых во время ритуалов. К таким относятся:
- жезл или скипетр;
- колокольчик;
- хрустальный шар.