Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Золотые нити и способы их изготовления

Искусство вышивания золотой нитью зародилось в Азии.

Согласно археологическим исследованиям оно, возможно, появилось в Китае во времена династии Шан (ок. 1570 г. до н. э. – ок. 1045 г. до н. э.).

Затем свое развитие золотое шитье получило в Древнем Риме.

После падения Римской империи золотое шитье использовалось в Европе для украшения одежды знати, церковных занавесей и облачений.

С течением времени искусство вышивания золотыми нитями получило распространение по территории Европы, Сибири, Кавказа, Поволжья.

Археологи часто находят вещи, вышитые золотыми нитями. Такие артефакты встречаются в погребениях I-IV вв. н. э.

Данная техника вышивки была распространена в старину и применялась для декорирования элементов одежды священнослужителей и других предметов религиозного назначения.

Также золотое шитье использовалось для украшения одежды знати или различных деталей интерьера.

Как изготавливали золотые нити

Известно несколько способов изготовления золотых нитей. Так, для создания волоченных нитей, золото или серебро расплющивали молотом до тонких металлических листов.

При пропускании полученных заготовок между двумя валами пластины становились более мягкими и гибкими. После этого листы разрезали на полоски и проволакивали их сквозь постепенно уменьшающиеся отверстия, постепенно превращая их в нити толщины волоса. В зависимости от формы поперечного сечения полученные металлические нити делились на:

  • «волоку» (круглого сечения),
  • «грань» (граненого сечения),
  • «бить» (плоской формы).

В XII веке изготавливали более сложные нити. Они состояли из шелковой основы, которую обвивала серозная оболочка кишок животного и покрывала золотая амальгама.

Другие разновидности сложных нитей создавали из металлической и шелковой или льняной нитей. В зависимости от металлической составляющей они назывались «золотными» (если состояли из золота и серебра) или «мишурными» (позолоченные или посеребрянные из меди, медно-цинкового сплава, олова, железа).

«Золотые нити и способы их изготовления» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В письменных источниках XVII века золотные нити упоминаются под названием «полузолотье». Сканую нить изготавливали, навивая волоченную нить на крашеную шелковую.

Во второй половине XVIII века для изготовления золотных ниток стали использовать хлопчатобумажную нить желтого цвета. На Руси золотые и серебряные нити привозили с Востока, и только с XVII века в Москве при дворе впервые было открыто их производство.

Развитие искусства вышивания золотой нитью

В XV веке мастера в основном занимались лицевым шитьем. Его суть заключалась в вышивании цветным шелком ликов святых и разных сцен из Библии. Вышивание золотыми нитями использовалось очень редко. Как правило, эти нитки использовались для того, чтобы подчеркнуть лица в композициях на религиозные сюжеты.

В XVI веке в изделиях чаще стали использовать различный декор – это могли быть вышивки из золотых или серебряных нитей, драгоценные камни и жемчуг.В результате получались роскошные изделия.

Со временем стиль изделий стал более графичным. Мастера начали использовать не только драгоценные камни, но и «дробницы» - это были прямоугольные пластинки из драгоценных металлов, которые украшали резные или эмалевые изображения лика святого.

В XVII веке получили распространение такие техники вышивки как «прикреп», «волоченая нить». Также мастерицы освоили так называемую вышивку «золотной» нитью, когда шелковые или льняные нитки по всей длине обвивались «волоченой» нитью.

Чаще стали использовать шелк. В основном его применяли для вышивки ликов и прикрепления золотой нити к ткани.

До нашего времени сохранились прекрасные образцы одежды русских придворных XVIII и XIX веков, которые украшены не только золотым шитьем, но и кружевом из золотых и серебряных нитей. Такое кружево проникло на Русь из Западной Европы и получило широкое распространение в конце XVI века.

Русские мастерицы в своей работе использовали в основном заграничные золотые и серебряные нити. В XVII-XVIII вв. они ввозили в Россию вместе с кружевами.

Кружева из золотой и серебряной нити прекрасно сочетались с традиционными русскими одеждами из парчи, богато декорированными золотым шитьем и расшитыми жемчугом. Такие кружева пользовались большой популярностью. Их активно использовали для украшения одеяний царей, бояр и священнослужителей.

Позднее золотые и серебряные нити были заменены на позолоченные, а потом и на искусственные нити различных цветов.

Для вышивания обычно брали шелковую или атласную ткань. У мастериц было две иглы – толстая с большим ушком, с помощью которой выводилась нить из золота, и иголка с острым кончиком и узким ушком для «прикрепа».

Такая техника позволяла использовать металлизированные нити, а также бисер, «пайетки» и др.

Мастерицы в процессе вышивания пропускали нить через ткань, позднее получил распространение такой способ вышивки в «прикреп», когда золотые нити располагаются на ткани параллельными рядами и прикреплялись к ней поперечными стежками с помощью шелковой нити.

Некоторые изделия выполнялись с применением техники «шитья по карте». С ее помощью мастерицы вышивали геометрические и растительные узоры и орнаменты. Из картона или кожи вырезался узор, потом его приклеивали на ткань и обшивали золотой нитью в «прикреп».

Искусство вышивания золотыми нитями и сегодня пользуется популярностью, однако современные мастерицы используют для создания своих шедевров металлизированные нитки и шнур.

Дата написания статьи: 19.05.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot