Индийский железный столб
В Индии железную колонну, стоящую недалеко от старого центра столицы, называют «чудом света». Возраст этой колонны боле 1,5тыс. лет, а высота почти в три этажа.
У колонны постоянно толпится народ. Люди считают, что тот, кто прикоснется к ней, обязательно будет счастливым. Уникальность колонны состоит в том, что за все время своего существования она ничуть не поржавела.
Рисунок 1. Индийский железный столб. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Воздвигнута колонна была в годы правления царя Чандрапупта II в 415 г. Надпись на санскрите говорит о том, что колонну царь возвел в честь бога Вишну.
На первых порах колонна, которая была увенчана фигурой священной птицей Гаруды, находилась на востоке страны и стояла перед храмом.
В Дели колонну перевезли в 1050 г. при царе Ананге. Перевоз колонны был довольно сложным делом, потому что ее вес составлял около 6,8 тонн, с нижним диаметром 48,5 см. и высотой 7, 21 м. Вершина колонны в диаметре доходит до 30 см.
Впечатляющим является тот факт, что этот монолит состоит из чистого железа на 99, 72 %. Доля примеси составляет всего 0, 28%.
За все это время на ней образовалось два маленьких, едва различимых, пятнышка коррозии. Проведенный анализ показал, что в ней не содержалось легирующих элементов, приводящих к повышенной коррозийности. Уникальность колонны в том, что она состоит из чистого железа, которое для Земли является редкостью, и непонятно, каким образом древние люди сумели сделать это чудо.
В этом отношении существовали гипотезы, включая фантастические. Одни предполагали, что это дело рук инопланетян или представителей Атлантиды. Другие связывали ее происхождение с космосом, считая, что она сделана из упавшего на Землю метеорита. Однако, как метеорит превратили в железный столб, объяснения не было.
Современные специалисты подвергают сомнению версию, что колонна отлита или откована из цельного куска железа. Ряд ученых считают, что ее изготовили из отдельных криц железа с помощью ковки.
Крица – губчатая твердая масса железа. Получают ее при нагревании или восстановлении руды без расплава.
Гипотезы, связанные с космическим происхождением колонны, никто серьезно не воспринял. Зато прислушались к мнению председателя Национального комитета по истории Индии, доктору Суббарауаппа, который считал, что надпись, сделанная на колонне – это совсем не дата ее изготовления, а время водружения.
Иными словами, колонну могли создать значительно раньше V в.
«Великая железная эпоха» в Индии, начавшаяся в X в. до нашей эры, продолжалась более тысячелетия, а индийские мастера славились во всей Азии и странах Средиземного моря.
Однако, как бы ни славились индийские мастера, до нашего времени дожила только эта колонна, и не было найдено ничего другого подобного. Это, безусловно, странно и ставит гипотезу доктора Суббарауаппа под сомнение.
Поиск истины
Некоторые ученые связывают происхождение колонны с историей хараппской цивилизации, располагавшейся некогда в долине Инда. Своего расцвета эта цивилизация достигла в середине III тыс. до нашей эры и просуществовала на протяжении десяти веков. Памятником той эпохи является город Мохенджо-Даро.
Археологи обнаружили его руины в 1922 г. во время раскопок. Город, имевший кирпичные и каменные дома, мостовые, водопровод, канализацию, погиб внезапно 3500 лет назад.
Историки объясняют гибель города упадком культуры, катастрофическим наводнением и нашествием завоевателей. Однако эта версия не выдерживает критики – намешано много всего.
Упадок культуры является процессом не одного дня, года, века, а катастрофа в городе произошла внезапно. Если сослаться на наводнение, то специалисты не обнаружили деятельности водной стихии в его руинах. Версия о внезапном нападении отвергается, потому что ни на одном найденном археологами скелете не обнаружено ни одной раны от оружия.
При этом в городе были найдены следы особого рода – это следы мощнейшего ядерного взрыва - так утверждают Д. Довенпорт – английский ученый и его итальянский коллега Э. Винченти.
При внимательном осмотре разрушенных зданий, считают ученые, очерчивается четкая область – эпицентр, где все строения сравнялись с землей. Разрушения уменьшаются к периферии города и сходят на нет на окраине.
Ядерный взрыв в то далекое время может говорить о существовании развитой цивилизации с высоким научно-техническим потенциалом. Если же люди в то время смогли сделать ядерную бомбу, то сделать нержавеющую колонну особого труда им не составило.
Истина где-то рядом
Индийская железная колонна свою популярность в европейском мире приобрела более 150 лет тому назад. Европейцы узнали о ней из работ английского востоковеда и индолога А. Каннингема.
Однако мало кто знает, что существует аналогическая колонна в индийском городе Дхар. Изготовлена она была в III в. и имеет еще большие размеры. Обе колонны были исследованы учеными.
Мелкие кусочки металла колонн были взяты в качестве образцов для физико-химического анализа в лондонской лаборатории. Когда образцы были доставлены в Лондон, выяснилось, что они покрылись ржавчиной, а затем материаловед из Швеции И. Вранглен и его коллеги обнаружили в колонне зону сильной коррозии.
Оказалось, что колонна проржавела по всему диаметру на 16-миллиметровую глубину в области заделки колонны в фундамент. Интересно, что ржавчина у колонны появилась не на воздухе, а в контакте с землей, хотя, в принципе, ржаветь надо везде, либо нигде.
Коррозия на оторванных от колонны образцах, лежит за гранью понимания. Однако детальное изучение колонны развеяло миф об антикоррозийных свойствах сплава.
Находящаяся под землей часть колонны подвержена влаге, содержащейся в почве, и изъедена ржавчиной. Без существенных изменений и повреждений оказалась надземная часть колонны.
Специалисты считают, что на это оказало влияние несколько факторов. Основную роль сыграла оксидная пленка, покрывшая поверхность колонны, в результате чего ее поверхность к атмосферной влаге стала химически инертной.
Находящиеся в очень маленьких количествах частицы фосфора в составе колонны, способствовали образованию этой пленки. Кроме этого, для Дели, где находится колонна, большую часть года стоит сухая и жаркая погода, небольшое количество осадков выпадает с июля по сентябрь.
Поэтому верхняя часть колонны с влагой контактирует небольшой отрезок времени. Эта цепочка факторов, собранная вместе и привела к появлению мифа о нержавеющей индийской колонне.