История Оружейной палаты
Уникальная сокровищница – Оружейная палата, является частью комплекса Большого Кремлевского дворца.
Сначала это древнее хранилище носило название «Оружейный приказ», о нем впервые упоминалось в документе от 1547 г. как о месте, где находилось царское оружие.
По предположению историков здесь находились мастерские по изготовлению оружия и военных знамен. Располагался Оружейный приказ в Казенном дворе и находился возле Архангельского и Благовещенского соборов. Двор, покрытый крышей, был просторный, два его окна выходили в сторону дворцовой площади, а внутри двора размещалась Большая казна.
В этой казне хранились государственные регалии, иконы, серебряная и золотая посуда, церемониальная одежда, ценная утварь. Оружейная палата стояла за Большой казной и была под управлением оружничего, обязанность которого заключалась в хранении царских сабель, мечей, ремонте и изготовлении оружия.
Первый такой дворцовый чин получил воевода А. М. Салтыков. Был оружничим и боярин Г. Г. Пушкин – один из предков А. С. Пушкина.
Эта сокровищница царя во второй половине XVII в. представляла собой настоящий центр русского искусства. В мастерских Московского Кремля трудились великолепные столяры, граверы по металлу, позолотчики, обрабатывавшие кость и дерево. При Оружейной палате была создана в 1640-е годы мастерская царских изографов, где работали лучшие русские иконописцы.
Рисунок 1. Оружейная палата. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Несколько приказов Кремля в этот период находились под руководством страстного коллекционера, влиятельного боярина Б. М. Хитрово. Благодаря его стараниям и усилиям Оружейная палата превратилась в сокровищницу Русского государства.
В начале XVIII в. Оружейная палата была передана в ведение Сената на основании указа Петра Великого. Сокровищница быстро пополнялась новыми курьезными вещами, хранившимися до этого в разных коллегиях. Количество вещей увеличивалось, поэтому было решено самые ценные вещи оставить, остальные – продать.
Однако в день Троицы, в 1737 г. случился сильный пожар – кровли главных соборов выгорели, полностью было уничтожено здание Казенного двора. В историю этот пожар вошел как Троицкий. Царская казна не пострадала, но коллекцию трофейных знамен, завоеванных в битве под Полтавой, пламя не пощадило.
Для оставшихся после пожара реликвий, возвели специальные помещения в Тюремном дворце, а в 1812 г. на Сенатской площади Кремля по распоряжению императора Александра I для мастерских царской сокровищницы было построено отдельное здание.
Надо сказать, что здание было очень сырое, потому что не имело системы отопления, и хранить реликвии при таких условиях было опасно.
С наступлением наполеоновских войск, все ценности были перевезены в Нижний Новгород и вернулись в Москву через два года.
Новое здание для царской сокровищницы возвели только в середине XIX в. на месте старинного Конюшенного приказа, и оно вошло в состав единого комплекса с Большим Кремлевским дворцом.
Автором нового здания был известный российский зодчий К. А. Тон. В этом здании, стены которого украшают мраморные медальоны с изображением российских царей и князей, и сегодня размещается коллекция Оружейной палаты.
Архитектура Оружейной палаты
Здания, построенные в Кремле с конца XV в. представляют собой исторические и архитектурные шедевры. Это уникальные архитектурные сооружения разных школ и эпох.
Одним из первых музейных сооружений в Москве стала государственная Оружейная палата. Построено здание палаты в стиле историзма.
Оружейная палата, начиная с 1960 г. входит в состав Государственных Музеев Московского Кремля. Парадная анфилада экспозиционных залов второго этажа, по замыслу архитектора, является продолжением парадной половины орденских залов, демонстрирующей богатство казны нескольких поколений русских царей.
Анфилада показывает мощь и победоносную силу русской армии. Архитектура здания Оружейной палаты очень близка Большому Кремлевскому дворцу.
Двухэтажный объем лежит по рельефу на мощном цоколе переменной высоты. Второй этаж Оружейной палаты переходом соединяется с дворцом, как и в Кремлевском дворце он имеет двухсветные окна. Детали фасадов стилизованы под XVII в., а главное их украшение представлено белокаменными колоннами с ярким растительным орнаментом.
Высокие сводчатые потолки подчеркивают тяготение интерьеров к «готическому» решению. Колонны на втором этаже с пышными «стрельчатыми» ордерами напоминают романскую архитектуру с низкими сводами, мощными пилонами и колоннами на первом этаже.
Ажурные, изящные решетки с изображением двуглавых орлов, перекрывают экспозиционные залы. На первом и втором этажах от центральной оси анфилады отделены круглые в плане залы.
Такой зал на втором этаже был предназначен для показа коллекции государственных регалий и замыкался для этого решеткой с гербами русских городов.
Мраморные медальоны по стенам второго и пятого экспозиционных залов подчеркивали статус царской сокровищницы. На них были представлены портреты российских правителей от Рюрика до императрицы Елизаветы Петровны. Выполнены они были в мастерской Ф. Шубина для Чесменского Путевого дворца Екатерины Великой.
Экспозиции Оружейной палаты
Экспонаты сокровищницы представлены в 9 залах. В первом зале находится древнейшее собрание сокровищ, принадлежавших великокняжеским семьям и иерархам церкви. Здесь собраны декоративно-прикладные изделия из Византии IV-XV вв., памятники домонгольской Руси из XII-XIII вв., сделанные суздальскими, черниговскими, новгородскими мастерами.
Основную часть предметов представляют изделия московских мастеров XV-XVI вв. и Великого Новгорода. К одному из известнейших экспонатов музея относится шапка Мономаха, отороченная соболем. Великие князья и цари издавна венчались на царство этим головным убором, декорированным золотым шитьем, драгоценными камнями и жемчугом.
Рисунок 2. Шапка Мономаха. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В одном из залов располагается знаменитый двойной царский трон. Сделан он был в конце XVII в. для того, чтобы на нем одновременно восседали Иоанн V и его брат, будущий император Петр Великий.
Интересно, что за троном есть небольшая комнатка с дверцей, согласно одной из версий в комнатке стоял опытный царедворец, который во время приемов иностранных послов подсказывал малолетним правителям лучшие ответы. Другая версия говорит, что за дверцей пряталась Софья – сестра царевичей, приглядывавшая за младшими братьями.
Не менее интересен белоснежный трон, который принадлежал Иоанну IV Грозному. Трон покрывают изящные пластинки из слоновой кости с библейскими сюжетами и различными мифологическими сценами. На троне нет золотой отделки и драгоценных камней, но, тем не менее, смотрится он очень торжественно.
Есть в сокровищнице несколько драгоценных окладов для Евангелия. Переплеты старинных книг покрыты золотом, крупными самоцветами и искусно расшиты тканью.
Если бы в музее не хранилось старинное оружие, его не назвали бы Оружейной палатой. Коллекция оружия считается одной из лучших в мире. В залах музея разными оттенками сверкают эфесы шпаг и мечей, украшенных золотом и драгоценными камнями.
Старые военные доспехи, пистолеты с золотой гравировкой, макет рыцаря в полный рост на боевой лошади производят большое впечатление. Рыцарь полностью закован в броню, оставлена только щель для глаз.
Листы гравированного металла покрывают и лошадь, оставляя только ноги и глаза.
Из старинных одежд митрополитов и патриархов самая дорогая принадлежала Никону. Пошита одежда из дорогой ткани, декорирована золотыми нитями и самоцветными камнями.
Светская одежда представлена парадной одеждой Петра Великого, коронационной одеждой императоров и императриц.
В Оружейной палате собраны также аксессуары для украшения и упряжи лошадей. Выполнены они в основном мастерами кремлевского Конюшенного приказа, но есть и подарки, изготовленные мастерами Польши, Германии, Турции, Ирана.
Представлены в коллекции экипажи, предназначавшиеся для важных государственных церемоний. Кареты были изготовлены мастерами Петербурга, Москвы, Вены, Берлина, Парижа, Лондона и были собственностью российских правителей.