Эпоха Возрождения
В целом эпоха Возрождения ориентировалась на искусство, где центральное место отводилось культу художника-творца. Точку опоры человек начинал искать в себе самом, в своей душе.
Рисунок 1.
С переходом к городскому образу жизни, развитию промышленности значимость человека, его творческая активность начали особенно выделяться. С научными открытиями и техническими изобретениями, труд человека стал более эффективным – появилась самопрялка, была изобретена доменная печь, был усовершенствован ткацкий станок.
Произошел переворот в военном деле – было создано огнестрельное оружие, начали применять порох. Рыцарство как род войск потеряло свое значение и сошло на нет.
В Европе в этот период развиваются гуманитарные культуры на основе книгопечатания. Увеличиваются возможности мореплавания благодаря использованию компаса, расширяется сеть водных торговых коммуникаций.
Особенно интенсивно это происходило в Средиземноморье, именно там, в городах Италии появились первые мануфактуры, которые стали предпосылкой перехода от ремесла к капиталистическому способу производства.
Таким образом, кризис феодализма, новые и более совершенные орудия труда, развитие ремесла и торговли, появление городов и усиление их роли, растущий уровень образованности, формирование нового класса – интеллигенции, стали основными предпосылками возникновения новой философии и культуры эпохи Возрождения.
Это время характеризуется географическими и научно-техническими открытиями, кризисом церкви и схоластической философии. Значительные изменения коснулись и общественных наук.
Первые буржуазные государства дали толчок развитию новых политических учений – в трудах Ж. Бодена и Н. Макиавелли политические и исторические процессы рассматривались как результат взаимодействия групп людей. Проблемы политики рассматривались в практической плоскости.
Для Макиавелли политическая история стала объектом изучения. Его интересовали причины возвышения и гибели государств, мотивы поступков человека, влияние на те или иные события личности человека. Изучая политическую историю, он полагал, что политические системы тоже рождаются, достигают своего могущества и приходят в упадок и этот вечный круговорот никому не подчиняется.
Довольно успешно в этот период развивалась идея социального равенства людей, воплотившаяся в серии проектов общественного устройства. Социально-политические изменения в эпоху Возрождения завершились реформаторским движением – это была попытка пересмотра церковной идеологии и взаимоотношений между людьми и церковью.
Реформация проходила под религиозными лозунгами и затрагивала все сферы жизни общества. Вся государственная и духовная власть была сосредоточена в руках католической церкви, авторитет которой сковывал всякую живую мысль.
Технологии в эпоху Возрождения
В эпоху Возрождения наука становится активной и носит творческий характер. Человек должен раскрыть способности, заложенные в нем природой, считал архитектор, теоретик искусства, писатель Л. Б. Альберти.
Профессии ученого, архитектора, художника, изобретателя в этот период не имели четких границ и в полной мере соединились в деятельности Леонардо да Винчи. Его привлекало абсолютно все – архитектура, живопись, скульптура, он изобретал удивительные машины, разнообразные конструкции, придумывал музыкальные инструменты, удивительное оружие, проектировал мосты, каналы, фортификационные сооружения.
Он одним из первых применил научный эксперимент и соединил науку, технику и искусство в практических целях. Важным открытием в эпоху Возрождения стала, созданная Н. Коперником, гелиоцентрическая модель мира. Его труд «О вращениях небесных сфер» католическая церковь внесла в список запрещенных – запрет был снят лишь через 200 лет.
Научную мысль этого периода представляли исследования по оптике, электричеству, механике, магнетизму. В области механики и математики выделялся труд Н. Тартальи и голландца С. Стевина, доказавшего закон Архимеда и определившего условия равновесия на наклонной плоскости.
В области оптики свои исследования проводил Ф. Мавролик, объяснивший причины близорукости и дальнозоркости. Он доказал, что хрусталик человеческого глаза работает как линза, строящая изображение на сетчатке. Мавролик указал, что радуга имеет 7 цветов и показал, что проходящие через призму лучи, дают такие же цвета.
Множество экспериментов по электричеству проводил ученый и врач В. Гильберт, однако он не смог создать теорию.
В эпоху Возрождения появились телескоп, микроскоп, ртутный барометр, усовершенствованный часовой механизм. Микроскопы голландского ученого А. В. Левенгука давали увеличение в 300 раз. С их помощью он изучал мир микроорганизмов.
Печатный станок, созданный И. Гуттенбергом, по своей значимости мог сравниться с изобретением в древности колеса или письменности.
Возникшая теория атмосферного давления, подтвержденная опытным путем французом Б. Паскалем, привела к возникновению ртутного барометра. В связи с этим появилась новая единица измерения – мм. рт. столба, а в 1644 г. для измерения атмосферного давления Э. Торричелли изобрел прибор – ртутный барометр.
С быстрым развитием металлургии и горнодобывающей промышленности, создавались новые машины для горнорудного дела. Это было время жизни и творчества таких знаменитых ученых и инженеров как Леонардо да Винчи, Галилео Галилей, Николай Коперник.
Продолжалось развитие математики, астрономии, механики. Продолжалось становление экспериментального метода, в основе которого было соединение науки и практики, а сделанные открытия оказали огромное влияние на последующую историю человечества.
Значение эпохи Возрождения для истории человечества
Эпоха Возрождения объединяет Средние века и Просвещение, являясь переходным периодом в европейской истории. На территории Европы эта эпоха длилась недолго, с XV по XVI в., но оказала огромное влияние на последующие периоды.
В этот период начинается возрождение интереса к античной культуре, и эта особенность дала название этому периоду – эпоха Возрождения. Среди других особенностей эпохи специалисты отмечают светскость, антропоцентризм, гуманизм.
Общество к этому времени устало от средневекового диктата церкви, навязывавшей определенные системы ценностей и смирения.
В обществе того времени нашлись смелые личности, заговорившие об идее свободы выбора человека. Благодаря этим идеям высшей ценностью стали считать созидательную активную деятельность.
С развитием книгопечатания эти идеи стали активно поддерживаться народом. В городах появлялись центры искусства и науки, цель которых заключалась в возрождении античных ценностей гуманизма. Постепенно человек стал главным и основным героем в своей жизни.
Религия с ее деспотичными устоями отодвигалась на второй план, а на первый план выходила наука, философия, литература, искусство. Исходя из этого, эпоха Возрождения (эпоха Ренессанса) в развитии человечества стала новой вехой.
В истории мира этот период был самым коротким, но самым значимым. Он подарил человечеству огромную часть идей, культурных памятников, не утративших своей актуальности и в наше время.
В философию и науку, в литературу и музыку, в изобразительное искусство и архитектуру пришли позитивные изменения. Центральной идеей этой эпохи была идея о главенстве разума и мудрости, искать которые надо было в литературе античных авторов.
Представление человека о мире изменилось, появилось стремление в вопросах космологии, космогонии, медицины, анатомии, политологии и социологии дойти до истины. У философов появилась возможность рассказать честно, что находится в основе мироустройства.
Литераторы все чаще возвращались к античным традициям и создавали художественные произведения невероятной силы – люди услышали имена Сервантеса, Шекспира, Данте Алигьери.
Большое число шедевров принесло человечеству изобразительное искусство этой эпохи. На картинах человек представал таким, каким его создала природа.
Античные мотивы прослеживались и в архитектуре. Все сооружения и здания этого периода отличались богатством форм и возвышенностью.
Эпоха Возрождения сохранила для потомков большое количество имен талантливых людей, оставивших в наследство огромное количество разнообразных и многоплановых шедевров.