Появление термина «археология»
Археология зародилась еще в Древней Греции. В письменных источниках говорится о том, что еще в VI веке до н. э. вавилонский царь Набонид производил раскопки фундаментов дворцов и храмов. Найденная им в фундаменте храма в Сиппаре призма с надписью сейчас хранится в Британском музее.
Впервые понятие «археология» употребил греческий философ Платон в своем диалоге «Гиппий Больший». Термин «археология» состоит из двух греческих слов: архео — древний и логос — слово, знание. Под термином «археология» Платон понимал повествования обо всех событиях отдаленного прошлого.
Такое же значение придавал этому термину и греческий писатель Диодор Сицилийский, описавший события до Троянской войны. Его современник Галикарнасский назвал свою историю Рима до Пунических войн «Римской археологией», а спустя сто лет иудейский писатель Иосиф Флавий, написавший историю иудейского народа от «сотворения мира» до Нерона, назвал ее «Иудейская археология». Термин «археология» встречается в сочинениях Страбона и других греческих авторов.
Все они понимали под ним древнюю и первобытную историю. Римские авторы употребляли термин antiquitates — древности.
В эпоху Средневековья антиквариями называли людей, которые занимались перепиской древних рукописей, а в эпоху Возрождения — любителей, собирателей и исследователей вещественных памятников, в основном произведений искусства античной эпохи.
В эпоху Возрождения к археологии относили историю Древней Греции и Древнего Рима. В зарубежной науке термин «археология» употребляется как часть науки о человеке – антропологии.
В течение многих лет результаты археологических раскопок были побочным продуктом грабительской деятельности. Яркий пример – раскопки египетских пирамид.
Развитие археологии как науки
В XVII веке археологи в основном изучали памятники античной культуры, включавшие в себя как клейма – знаки древних мастеров на античной керамике, так и произведения античного искусства.
Начало археологическим раскопкам как поступательного научного исследования древних памятников было положено в XVIII веке, когда были организованы раскопки древнеримских городов Помпей и Геркуланума, которые в 79 году н. э. оказались погребены под пеплом вулкана Везувий. Исследователям удалось восстановить картину жизни людей, живших более 1600 лет назад. Они осознали, как много сведений можно получить в результате исследования предметов быта.
Результаты раскопок поразили ученых, но научный характер они приобрели лишь в XIX веке.
В 1767 году немецкий археолог Христиан Готтлиб Гейне возродил греческий термин «археология», прочитав курс лекций «Археология искусства древности, преимущественно греков и римлян». Но этот термин не имел уже того широкого значения, как в Греции.
X. Г. Гейне понимал археологию как описание и классификацию памятников классического искусства. Такое понимание термина было общепринятым. Это объяснялось тем, что до начала XIX века любителей и исследователей старины интересовали только памятники античной культуры. А вот памятники первобытной эпохи, в частности, утварь, орудия труда, не изучались.
Особое развитие получила античная подводная археология, предполагавшая поиск археологических памятников на дне моря, а также затонувших кораблей.
В результате раскопок, проводившихся в конце XVIII - первой половине XIX века, мир узнал о том, что в древности существовали такие великие цивилизации Востока как Двуречье и Египет. Во второй половине XIX века начались масштабные раскопки в Трое, Пергаме, Олимпии, Афинах и на других античных и доантичных памятниках.
В XIX веке в отдельный раздел археологии выделяют изучение доисторических, то есть дописьменных эпох.
В конце XIX – начале XX века французские археологи Г. де Мортилье и А. Брейль разработали подробную периодизацию эпохи, к которой относится подавляющая часть человеческой истории, - эпохи палеолита.
Артефакты, связанные с местными сообществами, находили и раньше, особенно много находок было в Англии, где пытались найти объяснения происхождения таких памятников как Стоунхендж, зачастую с помощью мифологических существ.
Основная проблема археологов того времени – это невозможность привязать найденные артефакты к какой-то конкретной эпохе в связи с отсутствием представления о времени зарождения человечества как такового, по крайне мере, за пределами христианской концепции, согласно которой история человечества насчитывала не более 6 тыс. лет.
Лишь открытия путешественников и этнографов племен с каменными орудиями показали, что данная хронология неверна.
Таким образом, на XIX век пришелся расцвет археологической науки. Она оформилась в отдельную отрасль исторического знания.