Эвакуация музейных экспонатов в годы ВОВ
Эвакуация музеев западной части СССР началась в первый же день войны — 22 июня 1941 года. За несколько дней сотрудники музеев составили списки ценных экспонатов, упаковали их и нашли транспорт для перевозки ценностей в безопасное место.
Они вывозили коллекции с линии огня и из ближайших к фронту городов, как с разрешения властей, так и без. Ценные предметы искусства перевозили вглубь страны, там они и хранились до конца войны.
23 июня 1941 года по распоряжению коменданта Московского Кремля Николая Спиридонова сотрудники музея приступили к демонтажу экспозиции Оружейной палаты. Сначала коллекцию хотели спрятать во внутренних кремлевских помещениях — соборах, башнях, подвалах. Однако ситуация на фронте осложнилась, поэтому было принято решение вывезти ценности на Урал.
Основатель Государственного Дарвиновского музея Александр Котс в начале войны составил список экспонатов к эвакуации первой очереди. В него вошли скелеты двух птиц вымерших видов, редкие издания сочинений французского ученого Жоржа Луи Бюффона, атлас Джона Джеймса Одюбона «Птицы Америки», а также чучела тропических птиц, ценные шкуры животных, скульптуры и многие другие предметы. Ящики с ценностями были временно отправлены в хранилище Новодевичьего монастыря.
Сразу после объявления войны была начата эвакуация экспонатов из музея-заповедника «Царское село». Сотрудники музея проводили работу по отбору, упаковке и отправке вглубь страны старинных картин, мебели, обивочных тканей, фарфора и других предметов историко-художественного значения.
В день нападения Германии на Советский Союз сотрудники Эрмитажа перенесли ценнейшие шедевры живописи в Особую кладовую на нижнем этаже, а чрез два дня началась эвакуация музейных ценностей. Предварительно работники музея описали сотни тысяч экспонатов. Работа велась круглосуточно.
1 июля в Свердловск на поезде была отправлена первая партия из 500 тыс. экспонатов, размещенных в 23 вагонах. Для защиты состава на платформах были установлены зенитки, а поезд всю дорогу сопровождали самолеты. До начала блокады Ленинграда из Эрмитажа удалось эвакуировать около 2 миллионов экспонатов. Тогда Наркомпрос предписывал работникам музея самостоятельно отобрать предметы для эвакуации.
Сотрудникам музеев Царского села, Пушкина, Павловска и Гатчины удалось подготовить к эвакуации и вывезти намного больше экспонатов, чем изначально предполагалось.
Но, несмотря на эвакуацию ценностей, многие советские музеи в годы Великой Отечественной войны подверглись разграблению нацистскими войсками. В результате было утеряно больше миллиона экспонатов - музейных предметов, редких книг и рукописей, архивных дел. Ценности вывозили военнослужащие Вермахта, испанская Голубая дивизия, стоявшая под Ленинградом, финны. Огромное количество ценностей, вывезенных немцами из СССР, до сих пор не найдено.
Возвращение экспонатов на родину
Чтобы вернуть в Россию вывезенные нацистами экспонаты, ученые изучают архивные материалы, хранящиеся в России, Финляндии, Германии, странах Балтии.
Уцелевшие экспонаты - картины, иконы, вазы – иногда встречают на проводимых в Европе аукционах, находят в частных коллекциях. Потомки немецких солдат нередко сами возвращают находки в Россию.
Так, в конце 90-х гг. в Павловский дворец была возвращена найденная в Национальном музее во Вроцлаве акварель неизвестного художника XVIII века. В Русский музей удалось вернуть картину Ореста Кипренского «Портрет Петра Басина». Шедевр вернул коллекционер из США Рональд Лаудер.
В 2000 году в Екатерининский дворец вернули одну из четырех мозаик и комод из Янтарной комнаты. Культурные ценности были найдены в частном владении в Бремене.
Часто ценности удается вернуть в Россию благодаря успешному взаимодействию российских и немецких историков и сотрудников музея. Именно так в Россию вернулось одно из панно «Янтарной комнаты».
За годы ВОВ Гатчинский музей лишился 38152 экспонатов. Но благодаря плодотворной работе старшего научного сотрудника ГМЗ «Гатчина» Марии Кирпичниковой и берлинского историкам Коринны Кур-Королев в музей удалось вернуть икону «Благовещение» и 45 довоенных снимков дворцовых интерьеров. Фотографии были выставлены на аукционе за 12,5 тыс. евро. Но по заявлению Коринны Кур-Королев полицейские изъяли их, сотрудники Гатчинского дворца документально подтвердили их происхождение, после чего снимки передали представителям музея в Берлине.
Икону вернула в музей дочь воевавшего в Гатчине немца.
По данным Центрального государственного архива литературы и искусства за 1945 год, в Гатчину из Риги вернули 466 портретов. Музейные экспонаты находили в ближайших окрестностях — разбитые скульптуры, мебель.
В 1996 году в Гатчину вернулся рельефный портрет работы императрицы Марии Федоровны. Его за собственные средства выкупил на аукционе первый директор дворца Валентин Платонович Зубов.
В 2014 году удалось вернуть 33 фотографии царской семьи. Снимки были выставлены на аукционе в Женеве. Но представитель Гатчинского музея связался с консулом Швейцарии, ему предоставили описание фотографий в инвентарных книгах, и он помог вернуть снимки в музей.
Несмотря на то, что около полумиллиона экспонатов было возвращено еще в 1947–1949 годах и возвращается до сих пор, судьба многих из них, например, Янтарной комнаты, все еще остается неизвестной.