Византийская стеклянная посуда: особенности и назначение
Изготовленные византийскими мастерами стеклянные изделия по форме и назначению напоминали более ранние эллинистические изделия IV-V вв. н. э.
Основные центры производства стекла того времени располагались в Сирии и Палестине.
В V века н. э. получил развитие особый византийский стиль. В то время стеклянные сосуды в основном использовали для хранения и питья жидкостей. Стеклянную посуду так же использовали для освещения, взвешивания денег и товаров.
Также стали пользоваться популярностью оконные стекла и стеклянные мозаичные изделия.
В VII веке н. э. после арабских завоеваний много стекла ввозили из Леванта, где продолжалось производство необработанного стекла и готовых изделий.
Раньше считалось, что стеклянная посуда была дорогой, поэтому ею пользовались только богатые люди, но позднее, в ходе археологических раскопок было найдено много некрашеной посуды из стекла, которой пользовались представители низших слоев общества.
Процесс производства стекла в Византии
Для изготовления стеклянных изделий византийские мастера использовали те же материалы, что и римские мастера – диоксид кремния, полученный из песка, флюсы, известь и различные красители.
В византийском производстве стекла выделяют две фазы – «первичное изготовление стекла» и «вторичное изготовление стекла». На первом этапе песок и стабилизатор превращали в необработанное стекло. На втором этапе стекло нагревали, придавая ему нужную форму.
Больше всего центров производства стекла археологи обнаружили в Сирии, Палестине и Египте. Также стекольные фабрики были найдены в Греции (Коринф, Фессалоники) и Малой Азии.
В результате проведенного химического анализа византийского стекла VI века было установлено, что мастерские по изготовлению стекла также располагались в Карфагене и вдоль реки Дунай.
В письменных источниках упоминаются центры изготовления стекла в Константинополе, Эмесе и Египте.
Стили и техники изготовления стекла
Византийские мастера изготавливали стеклянные сосуды, которые по форме напоминали сосуды римского периода. С конца V века стеклодувы на Ближнем Востоке изготавливали сосуды большего размера. Также они придумали загнутую ножку.
Позднее, в VI-VII веках, у византийских стеклянных сосудов появилась изящная u-образная горловина.
В византийский период появилась стеклянная лампа. Впервые эти изделия упоминаются в письменных источниках первой половины IV века н. э. Со временем такие лампы заменили глиняные.
Изначально стеклянные лампы изготавливали в форме сосудов для питья. Количество различных форм, которые изготавливали стеклодувы, в течение VI-VII веков увеличилось до 17.
В средневизантийский период византийские мастера переняли у арабов методы окрашивания стеклянных изделий серебром.
Образцы византийского стеклодельного искусства
Несмотря на то, что стекольное ремесло зародилось в Византии в IV веке н. э., лишь немногие из найденных археологами образцов стеклодельного искусства могут быть с точностью отнесены к Византийской империи и ее великолепной столице Константинополю.
По мнению исследователей, образцы искусства византийских стеклоделов сегодня хранятся в Сокровищнице Сан-Марко. Это несколько изящных резных стеклянных сосудов, ограненных и украшенных резьбой с высоким рельефом. Но есть и другая точка зрения, что эти сосуды были изготовлены намного раньше, в VI—VIII веках, на территории Сасанидской империи (современные территории Ирака и Ирана). Таким образом, точное происхождение этих стеклянных изделий неизвестно.
Самым выдающимся произведением византийских стеклоделов, по мнению ученых, является темно-красная чаша, декорированная различными фигурами мифологических персонажей. Чаша изготовлена из тончайшего стекла и укреплена оправой из позолоченного серебра, опоясывающей основание и шейку сосуда, к которой присоединены две ажурные серебряные ручки.
В декоре чаши мастер использовал эмаль нескольких цветов – белого, телесного, красного, желтого, зеленого и серовато-синего. Также чаша украшена золотом. Этот прием позволил выделить детали в сценах – например, ожерелья, повязки и др.
Чаша датирована X-XI веком.
Другие сохранившиеся образцы сосудов серьезно пострадали от долгого пребывания в земле. Так, бутыль, выставленная в Британском музее, изначально была сделана из прозрачного пурпурного стекла, но из-за того, что долго лежала в земле, она почернела, а золотой декор сохранился лишь в нескольких местах.
Еще одним интересным образцом византийского стекла является браслет с серебряными витражами, изготовленный в XII-XV вв. Он хранится в Музее искусств Метрополитен.
Несмотря на то, что византийские мастера часто использовали окрашивание серебром, такие изделия не были так широко распространены в Византии, как в Европе позднего Средневековья.