Древнее наследие Узбекистана
Самобытная и яркая культура Узбекистана формировалась на протяжении многих веков. Она вобрала в себя обычаи и традиции народов, когда-то населявших эту территорию.
Вклад в культуру Узбекистана внесли древние иранцы, кочевые тюркские племена, греки, русские, арабы, китайцы, что нашло свое отражение в музыке, живописи, танцах, прикладном искусстве, кухне и одежде. Народ этой страны чтит традиции, которые своими корнями уходят вглубь истории.
Особую роль в истории Узбекистана сыграл Великий шелковый путь, оказавший на культуру данной страны большое влияние и способствовавший передаче товаров, технологий, языков и религиозных идей.
На территории всей Средней Азии Великий шелковый путь был дорогой распространения буддизма, и сегодня здесь сохранилось много памятников буддийской культуры – Аджина-Тепа в Таджикистане, буддийский храм в Ферганской долине, Фаяз-Тепе в Узбекистане.
Яркая и самобытная культура Востока включает народную музыку, танцы, национальную одежду и кухню.
Музыкальное творчество народа Узбекистана имеет многогранную тематику и разнообразие жанров. Песни страны делятся на две группы – одни исполняются в определенных случаях, а другие исполняются в любое время. Песни первой группы связаны с обрядами, церемониями, играми, зрелищными представлениями.
Регионы Узбекистана отличаются друг от друга своими танцами. Ферганскую группу танцев, например, отличает мягкость, плавность, легкий, скользящий шаг, оригинальность круговых движений и движений на месте. В танцах Хорезма и Бухары используются кайраки (кастаньеты).
Для узбекской музыки характерными являются сложные ритмы, дающие богатый мелодичный звук. Среди музыкальных инструментов самыми популярными являются струнные - рубаб и дутар. Важной частью музыкального развития Узбекистана была старинная традиция поющих менестрелей или бардов.
Гостеприимство узбеков – это самый древний и почитаемый народный обычай, который был жизненным правилом и нравственным законом. Странника, оказавшегося в чужом краю, не принять или плохо принять, не соблюдая традиций, означало опозорить всю семью, селение и род. По узбекскому обычаю, хлебосольство надо было оказывать даже врагу.
В современном Узбекистане законы гостеприимства стали доброй и полезной традицией, которая помогает во взаимоотношениях между людьми.
Узбекские семьи большие и состоят из нескольких поколений, а почтительное отношение к старшим по возрасту в них является традицией. В отношениях мужчин и женщин сохраняется своя специфика.
Рукопожатие характерно только для мужчин, женщин принято приветствовать легким поклоном, прижимая правую руку к сердцу.
На протяжении столетий во взаимодействии зороастрийских ритуалов согдийцев и бактрийцев, с одной стороны, и обычаев кочевых племен, с другой стороны, складывались традиции и обычаи узбекского народа.
Несколько позднее к ним примкнули исламские традиции и обряды, которые предписывались Кораном.
Узбекские праздники
Узбеки чтят и любят свои традиции, поэтому умеют отмечать народные праздники с размахом. На любое празднество они надевают национальную одежду, отдавая, таким образом, дань своим предкам, готовят много вкусных национальных блюд.
Самым значимым для них праздником является День независимости, который отмечается 1 сентября. Далее идет День Конституции – 8 декабря и, конечно же, 9 мая – День Победы. Узбеки называют его «День почестей и славы».
Эти праздники являются государственными, но есть и религиозные праздники, которые стали для узбеков традиционными и считаются выходными днями. Для всех узбеков самыми любимыми являются праздники Рамазан и Курбан-Хаит.
Оба эти праздника отмечают после духовного поста один за другим. Пост (ураза) – это время задуматься о том, что в мире самое главное душа, а все остальное «тленно».
Узбеки во время уразы усердно молятся и ограничивают себя в приеме определенной пище. Верующие обязательно посещают мечети и навещают родственников - живых и мертвых на кладбище. Важной частью этого праздника является благотворительность и даже очень небогатые люди стараются помочь беднякам на улицах.
Большое место в традиционных праздниках занимает Навруз – праздник весеннего равноденствия, символизирующий пробуждение природных сил и начало нового посевного года. Корни этого праздника уходят в далекое прошлое и, как считают ученые, первый раз его отмечали примерно 3 000 лет назад.
Рисунок 1. Навруз. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Сегодня узбеки считают своим долгом отпраздновать его. К празднику готовятся заранее, в жилищах наводят чистоту и порядок. При наличии своего сада или огорода приводят в надлежащий вид деревья, их подрезают и белят. В обязательном порядке высаживается хотя бы одно новое дерево.
Навруз наступает 21 апреля. Праздник очень веселый, массовые гуляния с песнями, плясками, играми и конкурсами организуются в каждой общине. Главным и обязательным блюдом на этом празднике являются пророщенные зерна пшеницы – сумалях, которые варятся в большом чане целые сутки.
Варят сумалях только женщины, мужчин к приготовлению этой пищи не допускают. На выходе сумалях представляет собой коричневатую сладкую массу, которой угощают всех желающих на следующий день, особенно любят ее дети.
Рисунок 2. Приготовление сумаляха. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Чтобы зерна в чане не пригорели во время приготовления, на дно кладут чистые камешки. Тех, кому такой камешек попадется, ожидает счастье на ближайший год.
Семейные обряды
Слово «туйиш» в переводе с узбекского языка означает насытиться угощениями, танцами, музыкой. Праздников, в названиях которых есть слово «туй», в узбекской культуре довольно много. Они показывают сплоченность узбекского народа и отмечаются по возможности с большим размахом.
Главный «туй» для узбека – это свадьба. Свадьба по-узбекски – «никохтуйи», что значит праздник брачного союза, подготовка к которому имеет свои правила.
Взрослым детям мужа или жену подыскивают родители. К потенциальной невесте предъявляются два требования – хорошее материальное положение и плодовитость рода будущей супруги. Невесты, имеющие медицинское или педагогическое образование, очень ценятся.
Если избранник, выбранный родителями, девушке не нравится, она может отказать ему, но, чаще всего, воля родителей для невесты является законом. Уважение друг к другу – это основа узбекской семьи.
После выбора невесты родители будущих молодоженов договариваются о размере калыма и приданного – это вклад с обеих сторон в семейную жизнь своих детей. Правда, основную часть свадебных расходов в Хорезме несет семья жениха, а в Ташкенте, наоборот, семья невесты.
После достигнутого согласия семьи начинают традиционные обряды. Фатиха туй или помолвка – для женщин это будет веселый праздник «киш оз» – девичник, а для мужчин – праздник сдержанный, организуемый отцом жениха. Жених за день до торжественной церемонии приезжает в дом невесты, где получает в дар костюм от ее родственников.
В свадебном наряде невесты обязательна фата, скрывающая лицо.
Регистрация брака в ЗАГСе совмещается с религиозным обрядом – «никохом», без которого брачный союз не действителен – это традиция узбеков. После этого обряда невеста возвращается в дом родителей, где начинается обряд оплакивания на счастливую семейную жизнь, а рано утром жених забирает невесту в свой дом вместе с ее приданым.
На узбекской свадьбе по традиции присутствует не менее 300-400 гостей.
Вторым праздником молодой семьи является «Бешик туй» – это праздник в честь первого родившегося ребенка. Бешик – это колыбель младенца из тутового или тополиного дерева. В нее встраивается раскрашенный натуральными красками керамический горшок в национальном стиле.
Родители будущей матери несут расходы по подготовке «Бешик туя» и до 7-летнего возраста ребенка готовят ему приданое.
Также к семейным традициям относятся праздник обрезания – «суннат туй», новоселье – «ховли туй», серебряная свадьба – «кумуш туй», золотая свадьба – «олтин туй» и др.
В узбекских семьях весь быт держится на плечах женщины, и при этом она может занимать высокую должность. Женщина подчиняется мужчине, молодая жена зависит от мужа и свекрови.
Воспитание детей строгое. В узбекских домах две половины – мужская и женская, мужчины и женщины сидят за разными столами и похоронены могут быть в разных частях кладбища.