Города
Древние письменные источники содержат ценные сведения о древнерусских городах.
Не все существующие городища относятся к начальному периоду русской колонизации, многие представляют остатки позднейших укреплений, но многие городища относятся именно к начальному времени русской колонизации.
В сочинениях арабского писателя XI века Аль-Бекри говорится, что славянские племена строили свои укрепления на берегу водоемов. Сначала они выкапывали ров, а выкопанную землю складывали в вал, укрепляли его с помощью досок и свай, до тех пор, пока стена не достигнет нужной высоты. Потом в валу прорубалась дверь. Ее могли делать с любой стороны.
Укрепления могли иметь разную форму – четырехугольную или круглую. Таких земляных укреплений встречается в настоящее время множество на Руси.
Такие археологические находки, сделанные на территории этих городищ, доказывают, что некоторые из них были основаны в начальный период русской колонизации.
В описании Пименова путешествия в Царьград говорится о том, что на Дону существовали городища.
Больше всего информации о существовании городищ в черноземной полосе содержится в книге Большого Чертежа конца XVI века.
Площадь большинства городищ с признаками языческой эпохи не превышает площади, необходимой для крестьянского двора.
Древнерусские городища часто огораживали однодворные и вообще мелкие поселения. Об этом говорится и в летописи, в рассказе о Кие.
Кий ходил в Царьград: «идущю же ему вспять приде к Дунаеви възлюби место и сруби градок мал, хотяше сести с родом своим и, не даша ему ту близ живущи; еже и доныне наречут Дунаицы городище Киевец».
В летописи говорится о том, что изначально городки служили убежищами для жителей маленького поселка. Легендарные основатели Киева – Кий, Щек и Хорив – установили себе дворы на горах, рядом друг с другом: «и створиша град во имя брата своего старейшего и нарекоша имя ему Киев».
Конечно, мифы о Кие, пронизаны духом того времени, в котором жил летописец. Описывая Киев и Киевец, летописец представил их при первом основании именно такими городками, каких было много в его время и основателями которых были род или семьи поселенцев.
Деревни
Основным типом поселения на Руси была деревня, представлявшая собой небольшой поселок, состоявший обычно лишь из нескольких дворов.
Правда, в письменных источниках название «деревня» не встречается вплоть до 30-х гг. XIV века.
До этого времени оно упоминается лишь единожды в 1096 году. Возможно, по ошибке переписчика. Некоторые исследователи считают, что в лесной полосе деревни появились лишь в середине XIII века.
По мнению ученых, слово «деревня» произошло от слова «драть», что означало «пахать целину». Изначально деревня, скорее всего, представляла собой просто двор крестьянина с жилыми и хозяйственными постройками, расположенными среди обрабатываемых этим крестьянином участков земли – с пашней, лугами и т. д.
Эти земля тоже входила в понятие «деревня».
По мере того, как в семье подрастали дети и обзаводились своими собственными домами, деревня увеличивалась. В деревне обычно было один-три, но не более пяти дворов. Упоминания о деревнях в 10-15 и более дворов встречаются в писцовых книгах только с конца XV века. Деревни в 10 дворов преобладали в XVI-XVII вв.
На территории Северо-Западной Руси в современной Белоруссии и Новгородской земле деревня называлась «весь».
Починок
«Починок» происходит от слова «почин» - «начало». Так называлось поселение в лесной полосе, которое только что появилось и еще не создало для себя постоянной пашни.
Села
В древнейших русских письменных источниках также упоминаются села. Они представляли собой владения феодалов, часто располагавшиеся рядом с городами.
Села были больше деревень и имели несколько иную планировку, так как их организующим центром был господский двор.
Со временем многие землевладельцы строили возле своих дворов небольшие церкви. В XVIII-XIX вв. именно наличие церкви отличало село от деревни.
Погосты
В северных и северо-западных русских землях поселки в сельской местности назывались погостами. Ученые считают, что погосты представляли некогда центры сельских общин. Часто это слово обозначало определенную территориальную единицу. Об этом говорится в Новгородской I летописи.
Возможно, наличие на таких погостах церкви и кладбища при ней впоследствии привело к тому, что погостами стали называть кладбища.
Слободы
Еще один тип поселений, упоминаемый в письменных источниках, это слободы (в источниках свободы). Характерным признаком слободы было то, что у ее жители были льготы по уплате налогов и несению других феодальных повинностей (отсюда и появилось название «свобода»). Размеры слобод были различны - от одного до нескольких сот дворов.
Рядок
В конце XV века появился еще один тип поселения - «рядок». Это был поселок переходного типа, сочетавший черты деревни и города. У рядка не было укреплений.
Большинство его жителей были земледельцами. Также они занимались различными промыслами – солеварением, добычей железа из руды.
Обычно рядки основывали на торговых путях, в местах, удобных для развития промыслов. Рядки встречались в Новгородской земле. Рядки состояли из 10-20 дворов.
Все перечисленные виды поселений земледельцев составляли подавляющее большинство населенных пунктов Руси, однако они слабо изучены, так как в письменных источниках в основном содержится информация об их экономическом развитии, а проведение археологических раскопок затруднено.