Общественный строй
Об общественном строе скифов сохранилось очень мало сведений.
Известно, что в Скифии были начальствующие и подчиненные, бедные и богатые. Основной единицей скифского общества была семья со своим хозяйством и имуществом. Земля была общей собственностью.
Земледельцы каждый год заново делили землю в возделываемой ее части. Между кочевниками земля распределялась по зонам кочевания отдельных производственных общин.
Скифы были многоженцами.
Семья несла коллективную ответственность за своих членов.
Споры между родственниками (скорее, соотечественниками) разрешались поединком под контролем царя, что позволяло контролировать общественные отношения.
Скифское общество принято считать патриархально-родовым. Но характерные для данного типа общества порядки у них были соподчинены военной организации с ее иерархией властей, в одних случаях совпадающих с родо-племенными, а в других — стоящих над ними.
Геродот писал, что у скифов также были военные предводители, которые, скорее всего, назначались верховным царем из его приближенных и представителей родо-племенной аристократии. Последних, скорее всего, называли «скриптухами», то есть жезлоносцами, знаком их достоинства был маленький топорик с головкой животного или птицы на обушке. Такие топорики иногда встречаются в могилах, с ними в руке изображаются скифские вожди.
В скифском обществе господствующее положение занимали цари.
Власть царей
На ранних этапах своей истории скифские цари, скорее всего, возглавляли союзы племен, каждое из которых имело свою собственную территорию и пребывало под властью своего царя. По словам Геродота, скифский царь не только был военным предводителем, он также распределял военную добычу, вершил суд над подчиненными.
Царь был священной особой, служить ему обязан был каждый скиф. В случае смерти царя с ним захоранивали коней, имущество, наложницу и слуг, которых умерщвляли для этой цели.
Царская власть в скифском обществе была наследственной привилегией определенного рода, в пределах которого она переходила от отца к сыну или ввиду отсутствия такового к другому ближайшему родственнику. Новоиспеченный царь, подобно восточным владыкам, утверждался в своем статусе согласием всего народа или же его отдельных представителей в лице родовых старейшин, тоже наследственных, но его полномочия оставались неизменными.
Рабы
В середине V в. до н. э. царские скифы занимали доминирующее положение в Северном Причерноморье. Всех остальных скифов они считали рабами. В Скифии рабов использовали для осуществления подсобных домашних работ. Рабов скифы не покупали. Об этом пишет Геродот. Это говорит о том, что рабский труд не играл в производстве скифов существенной роли.
Труд рабов использовали для переработки продуктов скотоводства в хозяйствах, в которых имелось много скота.
Аристократия
В IV в. до н. э. Скифское царство достигло своего расцвета. Подвластное земледельческое население обеспечивало знать доходами, которые вместе с дарами, поступавшими из греческих городов, давали ей возможность жить в довольстве и роскоши.
В руках скифской знати концентрировались богатства, часть из них представлена в сохранившихся погребениях. Среди находок – одежды, покрытые драгоценными металлами (золотом и серебром), оружие и другие бытовые предметы.
Найденные украшения были созданы греческими мастерами.
В украшениях отображены сцены быта и военной жизни варваров. Их можно увидеть, например, на золотой пекторали из Толстой Могилы, на серебряной вазе из Чертомлыка или на золотом гребне из Солохи. Среди изображений также встречаются образы скифских божеств, а также различных животных. Предметы с такими изображениями, скорее всего, играли роль не только украшений, но и охранительных амулетов.
Все это сильно отличало скифских аристократов от рядового населения.
Постепенно имущественные различия усиливались, пропасть между бедными и богатыми становилась все больше, в итоге она могла поглотить все скифское общество.
Именно эти противоречия привели к ослаблению Скифского царства к началу III в. до н. э. Скифы не смогли противостоять сарматам и потеряли большую часть территории.
Однако Скифское царство все же смогло уцелеть и в уменьшенном виде просуществовало еще около 600 лет. Однако для этого ему пришлось перестроиться как во внутренних, так и во внешних отношениях на новый лад. По сути, это привело к слиянию с сарматами, время господства которых составляет следующий период истории южной половины Восточной Европы.