Поселения Древней Руси
В Древней Руси сельские поселения называли весь, погост, слобода, село. Самым распространенным были селища, располагавшиеся, как правило, по краям надпойменных террас, на естественных грядах. Преобладающими среди них были приречные селища.
По типу планировки археологи выделяют кучевые и прибрежно-рядовые. Селища. Численность их населения была не более 50 человек. Селища лесной зоны были представлены наземными срубными постройками с печами-каменками.
В лесостепной зоне это были полуземлянки со столбовой или срубной конструкцией стен, печи были как глиняные, так и каменки.
В XII в. только появились и широко распространились наземные срубные жилища. От городов селища отличались отсутствием мощеных улиц и постоянных оград у дворов.
Более компактные скопления имели те селища, которые располагались на плодородных почвах и обеспечивали возникновение и становление городов Древней Руси.
Первые города на Руси начали появляться в конце IX - начале X в. Городами на Руси были любые укрепленные поселения, включая торгово-ремесленные центры, крепости, княжеские резиденции.
Рисунок 1. Древнерусские города. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
К XIII в. на Руси уже выделялось 4 типа древнерусских городов. Первый тип – это стольные города княжеств, имевшие ряд каменных построек.
Мощные крепкие и сложные укрепления строили вокруг княжеских столиц, площадь которых была более 40 га. Вокруг таких городов возводились монастыри и усадьбы бояр. К этому первому типу городов относятся Новгород, Киев, Смоленск, Галич, Чернигов и др.
Волостные центры («пригороды») были младшими относительно княжеских столиц. Они выполняли административную функцию и были разбросаны по княжеству. В волостных центрах находились княжеские посадники, их задача заключалась в сборе налогов и решении судебных вопросов.
К таким городам относились Москва, Пронск, Торопец, Юрьев, Канев и др. Позже некоторые из этих городов стали центрами собственных удельных княжеств.
К третьему типу относились небольшие города-крепости, выполнявшие чисто военную функцию, например, пограничные крепости Поросья и Посулья.
Четвертый тип – это города-вотчины какого-либо боярина или высокопоставленного княжеского дружинника. К городам-вотчинам относился, например, Чучин. Социально-экономический уклад этих городов был заточен под нужды вотчинника.
Города могли менять свой статус, исходя из каких-либо обстоятельств.
Сельская и городская жизнь на ранних этапах была тесно связана, что подтверждается археологическими раскопками. Горожане имели постоянную связь с сельским хозяйством, имели свои огороды и сады.
В хозяйстве горожан и сельчан большое значение имело животноводство, что подтверждается археологическими раскопками.
Сельские древнерусские курганы
В сельской местности возведение курганных насыпей над погребениями сохранялось до конца XIII в. Для курганных погребений характерными были три разновидности обрядности трупоположения – на поверхности земли (на горизонте), в ямах под насыпью, в насыпи.
В южных областях Руси в X в. были распространены трупоположения в ямах, хотя раньше они встречались реже. В лесной зоне северных областей изначально господствовали трупоположения на горизонте, с сохраняющимися иногда ритуальными кострищами.
К основному признаку христианского погребального обряда с конца X в. относился обычай ориентировки погребенных головой на запад. На тех территориях, которые раньше были заняты балтами, можно было встретить восточную ориентировку.
С переходом к обряду ямного трупоположения количество вещей в погребениях увеличивалось, хотя христианский обряд сопроводительного инвентаря и тем более даров, не предполагал. Инвентарь сельских курганов южных территорий ограничивался металлическими подвесками, стеклянными бусами. Встречались простые с сомкнутыми концами проволочные кольца, височные кольца небольших размеров с тремя металлическими бусинами. Шейные гривны являлись редкими находками.
В северных курганах нечасто, но встречались бытовые предметы – глиняные горшки, кресала, ножи, деревянные ведра. Орудий труда и предметов вооружения в этих курганах не обнаружено.
Курганы северных территорий, где жили кривичи, вятичи, местами радимичи, содержали в погребениях много вещей и среди них металлические украшения. В этом отношении выделялись погребения вятичей.
Среди всех находок довольно часто встречались сочетания хрустальных шарообразных и сердоликовых бипирамидальных бус, браслетов, перстней. В погребениях сельских поселений вятичей не было орудий труда или оружия, но иногда встречались ножи, серпы, кочедыги для плетения сетей.
Гончарные сосуды встречались и в мужских, и в женских погребениях. Обычно они стояли в ногах умерших. Очень редко можно было встретить христианские символы – кресты или образки.
Характерной чертой радимических женских погребений были ожерелья из мелких стеклянных бус, иногда сердоликовых и хрустальных. В составе ожерелий были монетовидные привески, бубенчики, крестики, лунницы. Шейные гривны с розетками были обычной находкой.
Кривические погребения содержали височные проволочные браслетообразные кольца, ожерелья из бус с металлическими привесками в виде плоского конька, мелкие бубенчики, фибулы – бронзовые подковообразные и железные.
В курганах кривичей Полоцкой и Смоленской земель иногда встречались украшения балтского типа – это головные спиральные венчики, звездообразные пряжки и др. Балтское наследие отразилось в чертах погребального обряда, например, подкладка под голову деревянных дощечек, восточная ориентировка головы умершего, обычай класть в погребение копья и топоры.
Для курганов новгородских словен характерными были небогатые ожерелья из стеклянных бус, большое количество разной формы бронзовых браслетов, подковообразных фибул. Встречались в погребениях и бытовые вещи, например, гончарные сосуды из глины, ножи.
Скопление угля около погребенных было следом ритуальных кострищ. Из языческих ритуалов сохранялось жертвоприношение животных. Отдельные кости домашних животных, кости кур тоже были найдены в курганах.
Широко распространенным в XI-XII вв. был обычай класть в погребения амулеты-обереги, которые представлены миниатюрными изображениями лошадок, ложек, ключей, топориков, гребней и др.
Городской быт в Древней Руси
Древнерусские города имели небольшую численность населения, которое в основном представляли ремесленники, купцы, менялы, дружинники и сам князь вместе с приближенными.
Рисунок 2. Быт крестьян и горожан. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Главным местом городов была площадь, вокруг которой возводились храмы, княжеские хоромы, располагались торговые ряды. Жизнь горожан и крестьян в Древней Руси почти не отличалась.
Ремесленники, проживающие в городе, занимались скотоводством или земледелием.
Городские и сельские семьи были патриархальными, но в городе они были не такими большими как на селе. В городе, женившиеся взрослые сыновья отделялись от родителей, хотя власть отца над ними сохранялась.
Молодая семья могла жить на своей территории, для этого рядом с домом родителей строили ещё один, если позволяли средства. Так появлялись в городе улицы, на которых в основном жили родственники, занимавшиеся тем же ремеслом.
На главе семьи лежала ответственность за всех её членов. Те горожане, которые имели средства – купцы, ростовщики, представители княжеской дружины, жили в хоромах, в них жил и сам князь со своей семьей.
В богатых и в бедных семьях внутренние порядки практически ничем не отличались. Несмотря на то, что дочери князя и купцов сами домашнюю работу не выполняли, в отличие от крестьянских девушек, они также подчинялись отцу или старшему брату.
Выйти замуж или пойти в монастырь против воли старших мужчин они не могли. Девушки не являлись наследницами отца, с их помощью шло установление дружественных связей с другими родами при заключении династических браков.
В богатых семьях малышей до 1 года воспитывала кормилица, а старшие дети были на попечении нянек. Мальчики, включая сыновей князя, с 4-5 лет учились счету, письму, чтению, обращению с оружием. Девочки учились управлению домом и разным женским премудростям.