Раскопки в Бирке
О том, какова была повседневная жизнь викингов, говорят древние артефакты, обнаруженные в Бирке. Изучение раскопанных там предметов дает уникальное представление о традициях викингов, их верованиях и обычаях.
Бирка находится на небольшом острове Бьорке, что значит Березовый остров, и сегодня ничем не знаменита, не то что в древние времена. В ту далекую пору это был крупный торговый центр, где продавали и покупали товары.
Рисунок 1. Бирка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Помимо всего Бирка являлась местом, где проходили первые в Швеции христианские собрания. Организатором этих собраний в 831 г. был святой Ансгар.
Археологические раскопки в Бирке дали много интересных находок. Так, например, в течение длительного времени считали, что женщины викингов не могли быть воинами. Но оказалось, что женщины в эпоху викингов принимали активное участие в битвах и могли стать великими воинами. Это подтверждалось найденной в Бирке могилой, в которой кроме скелета археологи обнаружили в могиле различное оружие – меч, стрелы, ломающие броню, лошадь, настольную игру. Первоначально считали, что этот знатный воин – мужчина-викинг. После тщательного исследования ДНК оказалось, что воином была женщина.
Викинги использовали символы, имевшие для них особое значение, в основе которых лежала скандинавская мифология. Важнейшим для них символом был дракон, резными головами драконов оснащались многие их корабли. В Бирке археологи нашли подтверждение тому, что дракон играл важную роль и в повседневной жизни викингов - голова маленького дракона была обнаружена на древней костюмной игле.
Найденное в Бирке кольцо, датируемое IX в, относилось к исламской цивилизации. В нем была вставка из цветного стекла, а гравировка древней арабской вязью гласила «для Аллаха». Находка является свидетельством того, что викинги вели торговлю с арабским миром.
Найденные красивые древние украшения из серебра, бронзы, иногда из золота свидетельствуют о мастерстве викингов. На многих из них изображены животные и чаще всего извилистые змеи.
Бирка потеряла свое значение во времена распространения по стране христианства. Люди забросили город, и он как производственный, и коммерческий центр прекратил свое существование около 960 г.
Для археологов в Бирке работы еще много, там насчитывается около 4000 древних могил и каждая из них до поры до времени скрывает свои древние тайны.
Раскопки в Сигтуне
Роль важного торгового центра после упадка Бирки стал играть другой город, расположенный к северу от Стокгольма – город Сигтуна, который был крупнейшим торговым центром Швеции.
Город, расположенный на берегу озера Меларен, занимал благоприятное географическое положение и был связан с Балтийским морем. Торговые пути, проложенные норманнами, проходили через озеро и связывали его с Финляндией, Эстонией, с богатыми русскими землями, славянским Поморьем, Германией и др.
Торговля в жизни Сигтуны, ориентированная на восток, играла очень большую роль. Специалисты предполагают, что город мог быть посредником в торговых отношениях между Русью и Западной Европой.
В Сигтуне в XII в. находился русский торговый двор, где постоянно пребывал русский торговый люд. Свидетельством наличия постоянного русского населения в Сигтуне являлась каменная русская церковь святого Николая. Развалины церкви сохранились и сегодня.
Также свидетельством наличия постоянного русского населения в городе стали находки, сделанные во время раскопок на его территории. Найдены были многочисленные фрагменты славянской керамики с волнисто-линейным орнаментом, которую производили в русских землях. Однако керамика товар хрупкий, и сомнительно, что он являлся предметом торговли. Оказаться в шведском городе славянская керамика могла только вместе с людьми, которые ее производили и использовали в своем быту. Это говорит о том, что русские в том месте жили постоянно.
Более того, в древней столице Швеции археологи обнаружили 7 христианских гробниц, датируемые концом X века. Руководитель раскопок говорит о том, что уникальность этой находки заключается в том, что в деревянных гробах, покрытых камнем, находились останки нескольких человек. Похоронены они были вместе с ножом, гребнем для волос и поясом. В одной могиле находились останки двух младенцев, умерших, по всей вероятности, во время родов.
Найденные предметы являются типичными для языческих погребальных обрядов, но ориентирование с востока на запад, говорит, что эти захоронения христианские.
Найденное погребение, однако, отличается от предыдущих раннехристианских захоронений. Ряд умерших поместили в деревянные гробы, а затем похоронили на «постели», выстланной камнем и покрыли сверху еще грудой камней. Сами гробы не сохранились, свидетельством их использования являются оставшиеся железные гвозди.
Ранние христианские захоронения до этого открытия представляли собой простые погребения. В них не было предметов погребального инвентаря и ориентированы они были с востока на запад.
Рисунок 2. Раскопки в Сигтуне. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
По предположению археологов, если в Сигтуне в то время были «профессиональные» священники, то они должны были гарантировать строгое соблюдение христианской практики захоронения в переходный период между христианством и язычеством.
Если это не так, то, находящиеся на вершине холма раскопанные могилы, появились до их прибытия.
Инвентарь из могил и кости погребенных тщательно анализируются с целью определения точной даты захоронения.
Раскопки в Хедебю
Касательно даты основания города точных сведений нет, но впервые он упоминается в 808 г. во «Франкских королевских анналах».
В них сообщается о нападении датского короля Годфреда на славянский город Рерик и переселении тамошних купцов насильственно в порт на Шлее. Этот порт отождествляют с Хедебю.
Однако ряд специалистов утверждают, что в анналах имелся в виду Шлезвиг.
Хедебю находился на берегу Хаддеби Нура –озера, из которого вытекала река Шлея. Сначала город, видимо, был незащищен, но в IX в. его обнесли полукруглой стеной. С течением времени стену несколько раз перестраивали.
Из привозного сырья в городе обрабатывали стекло и железо, изготавливали украшения. Из Эйфеля привозили камень, из Норвегии – бивни моржей.
Есть подтверждения существования ткачества. Основная роль Хедебю заключалась не в развитии ремесел, а в возможности транзитной торговли, поскольку положение города было идеальным для сквозного движения товаров. Однако были и свои проблемы - вход в озеро, на котором стоял Хедебю, был мелководный и добраться до города могли только суда, имевшие небольшую осадку, поэтому перевозить можно было только легкие и ценные товары.
Суда с большей осадкой могли добраться до Шлезвига, поэтому постепенно Хедебю уступает ему свое место торгового центра.
Специалисты не исключают, что многие предметы, найденные в разных частях Скандинавии, из Западной Европы были привезены в Балтийский регион через Хедебю.
Рисунок 3. Хедебю. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Вершиной процветания и активности Хедебю, по найденным здесь предметам, являлась середина эпохи викингов. Точные даты определить сложно, но яркий расцвет город переживал в конце IX- первой половине X вв.
Подъем города приходился на время экспорта куфического серебра из Балтийского региона. В конце IX в. шведская королевская династия покорила город, но была изгнана в 934 г. германским королем Генрихом I.
Находясь под властью германцев, город продолжал развиваться, а экспорт серебра из Балтики значительно уменьшился.
Специалисты предполагают, что во второй половине X в. город в основном поддерживал контакты с землями славян, располагавшихся к востоку от Эльбы.