Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Популяционный подход в биологии и возможности его применения в археологии

Понятие популяции в биологии

Определение 1

Популяция – это группа особей одного вида, которые находятся во взаимодействии между собой и совместно населяют общую территорию.

Популяция. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Популяция. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Популяция рассматривается в качестве структурной единицы вида и единицы эволюции, в то время как вид – это таксономическая и экологическая единица.

Любой вид занимает определенную территорию или ареал, при этом условия в его разных частях будут разные. Если группировки особей находятся в разных частях ареала и изолированы, то они не могут контактировать и скрещиваться.

На численность таких группировок влияет численность и исторический возраст вида, размер ареала и др.

Таким образом, популяцию будут представлять группировки особей с общим генофондом, сходной морфологией и единым жизненным циклом.

В переводе с латинского языка «популяция» означает народ и в дословном переводе «население». Это понятие появилось в начале XX в., когда началось развитие эволюционно-генетического направления в биологии.

Впервые термин был использован датским ученым В. Л. Иогансеном. Популяцию этот ученый рассматривал как совокупность генетически неоднородных гетерозиготных особей, противопоставляя ее генетически чистым линиям. Такой подход со временем приобрел генетико-эволюционный смысл, поэтому популяция в современном представлении рассматривается как микроэволюция – элементарная единица эволюционного процесса.

В биологии понятие «популяция» является одним из центральных понятий. Подходы к ее изучению – эволюционные и экологические объединяются в особое направление – популяционную биологию.

«Популяционный подход в биологии и возможности его применения в археологии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Популяции не статичны и находятся в постоянном изменении и движении. Эти изменения существенно отражаются на структурно-функциональной организованности, продуктивности, устойчивости и биологическом разнообразии системы.

В системе организации живой материи популяционный уровень занимает особое место. Популяция, с одной стороны – это элементарная единица биоценотического взаимодействия. Она входит в функционально-экологический ряд различных уровней организации жизни – организм-популяция-биоценоз-биогеоценоз-биосфера.

Эта элементарная единица эволюционного процесса, с другой стороны, включаясь в генетико-эволюционный ряд, отражает филогенетические связи разного уровня таксонов – организм-популяция-вид-род-семейство-отряд-класс-царство.

Популяция является основой существования биоты, в которой происходит самовоспроизводство живого вещества. Популяция обеспечивает выживание вида и дает начало новым популяциям.

Эволюционный подход в археологии

Для анализа археологических памятников с точки зрения эволюции сегодня применяют два основных подхода - эволюционную археологию и эволюционную экологию. Эволюционная археология предполагает, что культурные изменения можно объяснить прямым действием естественного отбора.

Эволюционная экология считает, что культурные и поведенческие изменения – это результат фенотипической адаптации к различным социальным и экологическим условиям.

Работа Ч. Дарвина «О происхождении видов» оказала большое влияние на биологические и социальные науки, но, тем не менее, в XX в. археологи-эволюционисты находились под влиянием Г. Спенсера, который был сторонником телеологической концепции, согласно которой эволюция должна иметь конечную и определенную цель.

Человеческие общества теория Спенсера рассматривала как прогрессирующие от «дикости» к «цивилизации» через «варварство» – это было однолинейное объяснение культурной эволюции.

Эволюционная теория в археологии в XIX в. была в основном сосредоточена на объяснении культурных особенностей в истории человечества. Эволюционные археологии и в начале XX в. придерживались недарвиновских представлений об эволюции.

Рассматривать культурные черты, согласно Месуди, надо аналогично биологическим признакам. Аналогия дает возможность антропологам и археологам применять филогенетические методы к культурным данным, как биологи-эволюционисты. Суть этого подхода состоит в том, что антропологи, как и биологи, преследуют одни фундаментальные цели.

Во-первых, реконструировать историческую хронологию конкретной черты. Во-вторых – различать и идентифицировать паттерны изменений.

Проведенные антропологические и археологические исследования, были успешными. Для археологов, стремящихся использовать эволюционные парадигмы в своих исследованиях, филогенетический подход имеет решающее значение.

Археологи, как и палеобиологи, стремятся ответить на аналогичные исследовательские вопросы. Цели тех и других заключаются в «выявлении доисторических артефактов, определении их происхождения, людей с ними связанных, выявлении эволюционных отношений между этими линиями».

Похожими у них являются и способы сбора данных. Все они – палеобиологии, палеонтологи, археологи для сбора данных проводят раскопки для получения информации о прошлом.

Археологи-эволюционисты, таким образом, используют те же инструменты и те же методологические траектории, что и палеобиологии.

Филогенетическая теория в археологии и палеобиологии требует фундаментального предположения, потому что со временем сходные черты меняются. Применение филогенетики в археологии, по мнению американских ученых, не отличается от палеобиологии, а это значит, что могут возникнуть и соответствующие проблемы, такие как различение гемологий и аналогий.

Популяционный подход в археологии

Популяционный подход является многозначным термином, по происхождению он биологический, но употребляется в экологии, демографии, антропологии.

В археологии этот термин употребляется в исходном своем значении, а в переносном смысле встречается редко. Археологи имеют дело с материальными культурами далекого прошлого.

Ту или иную материальную культуру можно и нельзя соотнести с этносом. С самого выделения материальной культуры трудности могут уже начаться.

Археологических культур очень много, среди них трипольская, ямная, андроновская, катакомбная, пражская и др. Чтобы выделить эти культуры, необходим кропотливый труд и археологи до настоящего времени спорят о том, как их выделить.

На западе довольно широко распространено мнение, что археологических культур вообще не существует. Картина примерно та же, что и с этносами. Российские археологи считают, что практика опровергает это видение.

В расположении материала по оси времени археология может оказать помощь лингвистике и наполнить материал реальным содержанием. В распоряжении археологии есть только относительная хронология – это, что было раньше, что было позже. Что касается абсолютной хронологии, то она может быть заимствована у письменной истории, радиохимии, анализа биологических объектов, например, пыльцы, фауны и др.

В течение длительного времени археологи свои выводы поставляли лингвистике. К сожалению, лингвисты постоянно использовать эти выводы не могли. Получалось так, что археологи писали свои работы об этногенезе, а лингвисты писали свои, поэтому синтеза не получалось.

Какое-то понимание и озарение пришло во второй половине XX в. Специалистам стало ясно, что подстановка археологических культур под языки не работает, нет принципиального совпадения археологических культур с языками и с этносами. Они могут совпадать, а могут и не совпадать.

Каждая археологическая культура имеет много корней, уходящих в разные стороны, и совершенно не ясно, по какому корню языковая система передавалась.

В археологии существует почти полное соответствие биологической организации живого. Например, найденная археологами отдельная бусина является особью, множество бусинок-лимонок должны соответствовать виду. Найденный горшок из погребения могильника будет особью, а все горшки из этого могильника одного вида будут уже популяцией и др.

К археологическим популяциям можно отнести вещи, которые были изготовлены в разное время и разными людьми.

Археологи в своей работе постоянно очерчивают круг сходных вещей и намечают синхронные и диахронные связи и отыскивают родство между вещами. В человеческом обществе тоже существуют популяции, они включаются в систему социальных структур.

Дата написания статьи: 28.04.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot