Стилистическая классификация Леруа-Гурана
А. Леруа-Гуран – французский археолог, палеонтолог, палеоантрополог и антрополог, он занимался исследованием доисторической технологии и эстетики.
В 60-е годы прошлого века Леруа-Гуран разработал стилистическую классификацию палеолитического искусства. Понятие «стиль» он определял как способность воспринимать и выражать формы, ритмы и ценностные установки, присущие той или иной общности людей.
На его хронологическую схему опирались все, кто занимался изучением древнейшей пещерной живописи. Но относительно недавно эта схема была признана неверной. Дело в том, что археологам удалось получить первые серийные абсолютные даты, противоречащие схеме Леруа-Гурана.
Критика классификации Леруа-Гурана
Новые абсолютные даты прежде подвергли сомнению принятое в периодизации А. Леруа-Гурана представление о «гомогенных комплексах».
Фрески, обнаруженные во всемирно известных пещерах, почти все воспринимали как единые композиции, созданные в одно время. Поэтому если для одного или нескольких изображений удавалось получить абсолютную дату, то ее считали «усредненной» датой создания всего комплекса изображений.
Так, в пещере Альтамира средняя из дат, полученных при анализе полихромных изображений бизонов на плафоне, вычислили исходя из того, что эта группа полихромных изображений является единой «композицией» стиля IV по Леруа-Гурану. Поэтому не придавалось должного значения тому, что разница между «малым бизоном» (13570 ± 190) и «большим бизоном D» (14330 ± 190) на плафоне Альтамиры выходит за пределы статистической ошибки и указывает, что эти изображения были созданы с разницей в 800 лет.
Японские исследователи, изучавшие краски, которыми нарисованы бизоны, тоже опровергли версию об их однородности. Таким образом, скорее всего, это не была единая композиция.
Более достоверной является гипотеза французского археолога А. Брейля. Он утверждал, что композиция на потолке «Большого зала бизонов» Альтамиры и группа полихромных изображений являются результатом «накопления» произведений первобытного искусства. Это доказывает и тот факт, что рисунки бизонов из Эль Кастильо были сделаны позже, чем изображения бизонов на плафоне Альтамиры.
Еще более удивительным стало открытие того, что изображения оленей-мегалоцеросов из пещеры Куньяк были созданы в разное время. Так, возраст изображения оленя составляет 23610 ± 350 (или 22750 ± 390), а оленухи 25120 + 390 (или 19500 ± 270). Разница не менее чем в 1,5 тыс. лет между оленем и оленухой говорит о том, что олень и оленуха не являются единой композицией.
Таким образом, схема Леруа-Гурана была поставлена под вопрос.
После изучения изображений в пещере Шове критика стилистической хронологии еще больше усилилась. Выяснилось, что самые ранние изображения были созданы разными техническими приемами и в разных манерах.Таким образом, схемы хронологии, основанные на понятии «стиль», неверны.
Австралийский археолог Роберт Г. Беднарик подошел к данному вопросу глобально. Он предпринял попытку доказать, что художественные стили в первобытном искусстве, его географическое распространение и хронологическое распределение и интерпретация являются так называемой «тафономией».
Беднарик утверждал, что в процессе изучения наскальной живописи необходимо учитывать многочисленные искажения, которые со временем образуются на изображениях под воздействием природных процессов, таких как выветривание камня, иначе можно принять за истинные факты то, что является просто накопившимся за тысячелетия информационным «шумом», результатом «тафономического» воздействия природы.
Схема, предложенная Леруа-Гураном, не совпадает с результатами абсолютных датировок. Это говорит о том, что появление пещерной живописи не связано с каким-либо одним стилистическим приемом. Первобытная живопись не переживала эволюцию, то есть не было поступательного развития от рельефа к графике, а потом к живописи.
Как только первобытные художники стали создавать изображения, то использовали для этого разные технические и стилистические средства. Все зависело от индивидуальных способностей автора, его вкуса, мышления. Также на выбор техники влияли психологические и физиологические особенности художника.