Скульптура малых форм возникла 25 тыс. лет назад. Именно к этому времени относятся известные нам первые миниатюрные скульптуры. В основном это изображения животных, женщин, тотемов рода.
В качестве материала для изготовления таких статуэток древние люди использовали камень, дерево и глину.
К искусству малых форм, помимо статуэток, также относятся небольшие пластинки из кости с гравировками.
Зарождение искусства говорит о завершении процесса формирования сознания и появлении нового виде человеческой деятельности.
Мотивы искусства малых форм
Первобытные скульпторы чаще всего изображали людей или животных. Некоторые скульптуры выполнены очень реалистично, благодаря чему палеонтологи могут определить по ним характеристики вымерших животных.
Чаще всего встречаются изображения мамонтов, бизонов, лошадей и хищников. Изображения людей достаточно редки, и они более условны. Встречаются скульптуры, сочетающие в себе черты животных и человека. Обычно их использовали в охотничьей магии. Самой известной из таких статуэток является фигурка стоящего мужчины с головой льва из Хохленштейн-Штадель
Особенно много таких находок сделано на территории Центральной и Восточной Европы и Северной Азии. Фигурки животных отличаются высоким мастерством исполнения.
Возможно, что статуэтки мамонта, носорога, бизона, лошади, медведя, пещерного льва и других животных, использовались в процессе проведения магических обрядов.
На многих стоянках статуэтки из бивня мамонта обнаружены в небольших ямках-хранилищах под полом жилищ, в погребениях. Помимо животных встречаются изображения птиц, змей и рыб. Считается, что такие изображения птиц, змей и рыб связаны с развитием ранних мифологических представлений о стихиях природы — воздухе, земле, воде.
Среди антропоморфных изображений преобладают изображения женщин (так называемых «палеолитических Венер»). Фигкрки мужчин встречаются редко. Большинство статуэток изображают женщин в полный рост. Многие статуэтки были найдены внутри жилищ или недалеко от них, рядом с очагами или в специально вырытых ямках.
В женских изображениях акцент делался на половых признаках, признаках беременности, что позволяет говорить о значимости выражения именно материнского начала. Широкое распространение женских статуэток свидетельствует о том, что в эпоху верхнего палеолита сформировался культ женщины-матери и хранительницы очага.
Женские изображения могли служить талисманами, оберегами и использоваться для совершения различных магических обрядов.
Предметы мелкой пластики изготавливали из бивня мамонта, кости, янтаря.
Образцы искусства малых форм
Планиграфический анализ – это изучение взаиморасположения артефактов, представляющих некое единство, например, относящихся к одной постройке или одному памятнику.
Одним из археологических памятников, где были найдены предметы искусства малых форм, является Долни Вестонице (Чехия). Название памятника происходит от названия села Дольни Вестонице. Памятник был создан 26 тыс. лет назад. Он уникален тем, что является источником доисторических артефактов, созданных 27-20 тыс. лет до н. э.
Также огромное количество женских статуэток было обнаружено в гроте Гримальди (северо-запад Италии). Все фигурки находились в тайниках. Р. Уайт считал, что статуэтки были припрятаны для будущего использования беременными женщинами во время родов. Отечественные ученые тоже писали об этих находках.
В 1922 году в пещере Риду в районе деревни Леспюг (Франция) было найдено скульптурное изображение женщины, сделанное из бивня мамонта. Артефакт был изготовлен 26-24 тыс. лет назад. Высота статуэтки составляет 14,7 см. Она получила название Венера Леспюгская.
Статуэтка представляет собой обнаженную фигуру. У Венеры Леспюгской небольшая голова, черты лица не обозначены.С обратной стороны видны тонкие прямые линии, которые заканчиваются на уровне лопаток – возможно, таким образом, мастер изобразил волосы. Руки очень тонкие, сложены на груди. Ноги короткие. Ступни и ладони не проработаны. Изображению конечностей внимание не удаляется. Черты лица тоже даны схематично.
Акцент сделан на половых признаках: увеличенные грудь, ягодицы, большой живот, полные бедра.
Уникальность данного памятника состоит в том, что он сочетает в себе утрировку и сбалансированность передачи форм женского тела.
В данном случае главное – функциональность, а не эстетика. Мастер не стремится передать социальные, этнические маркеры, например, прическу, украшения.
Правда, с обратной стороны, под ягодицами, изображен разлинованный треугольный фрагмент, с вершиной в районе ступней. Возможно, так мастер изобразил ткань одежды, спустившейся набедренной повязки или юбки.
Акцент сделан больше на нижней части фигурки, что возможно, является стремлением подчеркнуть ее большую значимость с точки зрения функции продолжения жизни.