Возрождение интереса к античной культуре
В эпоху Возрождения в обществе просыпается интерес к античной культуре, в первую очередь к некогда преданным забвению духовным ценностям античного мира, к человеку и всему, что с ним связано.
Если в начале эпохи Средневековья шедевры античной культуры критиковали как языческое идолопоклонничество, то в эпоху Возрождения перед ними стали преклоняться.
Интерес к Античности был связан не только с любознательностью, но и с враждебным отношением нового поколения к духовным ценностям, навязанным духовенством. Вопреки распространенным тогда убеждениям, литература и произведения искусства древних были объявлены единственными достойными подражания образцами.
Кола ди Риенцо
Одним их тех, кто проявлял искренний интерес к античной культуре был нотариус Кола ди Риенцо. Он осознал, каким величественным был Рим, и возненавидел тех, кто вверг этот прекрасный город в бесславие.
Кола ди Риенцо обличал в своих выступлениях баронов, ссылаясь на надписи, которые он прочел. В них говорилось о могуществе римлян и императорах некогда великой империи.
Путешествия Чириака
Некоторые собиратели надписей выезжали за пределы Италии.
Так, купец из Анконы, Чириак, называвший себя над греческий манер Кириаком, тоже интересовался древними надписями. Он стал изучать латинский и греческий языки. Его привлекала Греция, родина муз. Ради того, чтобы посетить легендарную Элладу, Кириак поступил на службу к купцам, которые вели заморскую торговлю.
В 1435 году Кириак отправился в Грецию. Там он побывал в маленьком городке под названием Патрас, где сохранились руины древних строений некогда процветавшего греческого портового города Патры.
Большое впечатление на Кириака произвели остатки знаменитого Дельфийского храма Аполлона. Он обратил внимание на надписи, покрывавшие стену, поддерживавшую склон холма. Многие из них он скопировал.
В 1436 году Кириак посетил деревню, находившуюся на месте Афин. Он увидел, что в окрестностях валяется много обломков мраморных колонн и статуй. Самое большое впечатление на путешественника произвел знаменитый Акрополь.
Также он увидел храм Афины Девы времен Перикла. Кириак сделал зарисовки храма и его отдельных частей.
Кроме того, Кириак видел врата Адриана, афинский порт Пирей, осмотрел руины Аргоса и храма Аполлона.
Свои впечатления и находки Кириак описал в письмах к друзьям. Впоследствии на основе этих писем был написал трехтомный труд — «Комментарии к древним памятникам». Кроме описаний памятников античной культуры, там были помещены их зарисовки и копии надписей.
Гуманисты с большим интересом отнеслись к археологическим исследованиям Кириака.
Исследования Помпония Лета
Еще одним ценителем памятников античной культуры был итальянский гуманист Помпоний Лет. Он собрал большое количество надписей, старинных монет, фрагментов античных статуй. Со временем в доме Лета сформировался настоящий музей.
Совместно с друзьями и учениками Помпоний Лет создал ученое общество, получившее название «Римская академия». Члены этой «Академии» собирались в тайных местах, обычно в катакомбах, и устраивали там пиршества. У каждого посетителя этих застолий было тайное имя.
Так, Помпоний Лет именовал себя «Понтификом Величайшим». Иногда он устраивал археологические путешествия по городу и показывал его жителям и гостям расположение императорских форумов, дворцов, храмов, терм, рассказывал согласно произведениям античных авторов об их происхождении.
В 1468 году двадцать членов «Римской академии» арестовали и поместили в замок Святого Ангела. На состоявшемся процессе Помпоний Лет выступил в качестве защитника и добился освобождения своих друзей. «Римскую академию» восстановили, и собрания снова стали проводиться.
Во время чтения с учениками «Скорбных элегий» Овидия у Помпония Лета возникло сомнение в том, что древнеримский поэт правильно описал климат мест, куда был отправлен в ссылку. Тогда Помпоний отправился через Белоруссию (Левкоскифию) к Черному морю. Он выяснил, что климат в этих местах не такой уж суровый, как описывал Овидий.
В эпоху Возрождения античной культурой также увлекались князья и служители церкви – папы и кардиналы. Так, папа Сикст V приказал в 1471 году перенести из Латерана бронзовые произведения искусства в Капитолий. Таким образом, было положено начало знаменитому Капитолийскому собранию древностей.
В 1506 году папа Юлий II, считавший себя потомком Юлия Цезаря и Энея, построил в Ватиканском дворце двор для хранения статуй под названием Бельведер.