История образования городов Золотой Орды
Вопрос о городах для исторической географии Золотой Орды очень важен. Появление городов у монголов в XIII-XIV вв. имело определенные экономические и политические аспекты развития. Число городов и их распределение по необъятной территории государства говорит о степени оседлости монголов и отвечает на вопросы, связанные с экономикой.
Сведения о городах Золотой Орды, содержащиеся в письменных источниках, сегодня дополнены археологическими исследованиями. С давних времен степи Прикаспия и Причерноморья были домом кочевников, которые не знали до прихода монголов развитой градостроительной культуры.
Во времена Хазарского каганата здесь появилось несколько городов, но они напоминали «обычное кочевье». Этот огромный остров кочевников в начале XIII в. со всех сторон был окружен оседлыми цивилизациями – это были Русь, Волжская Булгария, Хорезм, Северный Кавказ и Крым. Новое государство, сформировавшееся здесь в 1243 г. существовавшую картину изменило за короткий период.
Правда, первое время монголы в своих целях использовали существовавшие города, далеко расположенные от собственно степных пространств. Так, например, Плано Карпини, проехавший всю Золотую Орду в 1246-1247 гг., писал, что не встретил здесь ни одного города. Здесь же через 6 лет побывал Рубрук, написавший в своих путевых заметках об оживившейся градостроительной деятельности монголов в степях.
На крупных реках появилось сразу три населенных пункта, которые знаменовали собой не только начало градостроительства, но и прокладку нового торгового пути. В 1254 г. была основана столица Золотой Орды – город Сарай, о чем сообщил Рубрук, возвращаясь из Монголии.
Торговый путь вел к этой новой столице, поэтому через Волгу и Дон были устроены переправы. Помимо этого Рубрук узнал о том, что Сартак – старший сын хана Бату, на правом берегу Волги возводит новый поселок. Это была начальная стадия градостроительства.
У монголов строительство домов считалось занятием очень выгодным. Изменения в монгольской политике градостроительства начались во время правления Берке. Толчком к этому стало введение в государстве новой религии – мусульманства.
В результате города Золотой Орды стали принимать «восточный» облик. В них строили монументальные здания мечетей, минаретов, медресе, караван-сараев и др. Строительство осуществлялось огромным числом угнанных в рабство пленных.
Своего расцвета градостроительство и архитектура достигли при ханах Узбеке и Джанибеке. В период их правления появилось много новых населенных пунктов. Самым крупным из них был, заложенный Узбеком в начале 30-х годов XIV в. Сарай ал-Джедид (Новый). Впоследствии этот город стал столицей.
На основе археологических исследований специалисты выделяют в Золотой Орде несколько стадий градостроительства:
- использование старых городов, существовавших до прихода монголов – это 40-е годы XIII в.;
- градостроительство во время правления Бату – первая половина 50-х годов XIII в.;
- градостроительство при Берке – середина 50-х – середина 60-х годов XIII в.;
- замедление градостроительства – 70-е годы XIII в. – начало второго десятилетия XIV в.;
- расцвет градостроительства при Узбеке и Джанибеке – со второго десятилетия до 60-х годов XIV в.;
- упадок градостроительства с 60-х годов XIV в. до 1395 г.
Во время второго похода Тимура на Золотую Орду жизнь золотоордынских городов прервалась. Не подверглись разрушению только два города – Сарай на Ахтубе и Сарайчик на Урале.
Рисунок 1. Раскопки золотоордынского города. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Раскопки золотоордынских городов Нижнего Поволжья
Остатки золотоордынских городов были особой достопримечательностью Нижнего Поволжья. Местное население хорошо знало об их местонахождении и пользовалось этим. Постройки, сохранившиеся на городищах, стали источником вывоза кирпича, в XVII в. поставленном на поток.
На Царевском городище, например, кирпич ломали царицынские стрельцы для строительных нужд в Царицыне. Предполагают, что он использовался и для возведения приходской Иоанно-Предтеченской церкви.
На лодках его в больших количествах вывозили в Астрахань для строительства монастыря, церквей, крепостной стены.
В середине XIX в. были проведены одни из первых археологических раскопок. Проходили они под руководством А. В. Терещенко с 1843-1851 гг.
В течение 9 лет у поселка Царев на Ахтубе шли раскопки остатков золотоордынского города. Причина этих раскопок была связана с поступавшими сведениями о ценных находках, которые местное население случайно обнаруживало в этих местах.
Резонансной стала находка в Царевском уезде золотого украшения в полфунта весом. Находка получила название «Корона Джанибека». Приобретена она была сарептским пастором Цвиком и позже вывезена в Германию, где хранилась в музее университета Иены, а потом бесследно исчезла. Как она выглядела, никому не известно.
Раскопки Терещенко проводились тогда, когда археологическая наука только формировалась, хорошо разработанных методик раскопок не существовало. Не было способов фиксации и составления научной документации.
Власти требовали от А. В. Терещенко сенсационных находок, и у него не было времени вести тщательное описание найденного, а вот объем раскопок приходилось увеличивать в ущерб отчетам.
Отбирались только ценные вещи и отправлялись в Министерство внутренних дел в Петербург. Часть находок сегодня находится в Эрмитаже, но в каком археологическом контексте они были обнаружены, неизвестно, что снижает их историческую ценность.
Однако, не смотря ни на что, это были первые крупномасштабные исследования средневекового города в истории российской археологии. Многие находки, обнаруженные в ходе раскопок, являются уникальными.
На месте предполагаемого городского базара были найдены битая стеклянная и цветная посуда, чаши, чернильницы, куски кожи, скроенные для сапог и башмаков, холст, шелковая ткань. Из предметов домашнего обихода – сковороды, тазы, кочерги, чугунные котлы, медные чаши, циновки.
Рисунок 2. Золотоордынская керамика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Из продуктов питания – куски пригоревшего печеного хлеба, рожь, пшеница, грецкие и лесные орехи, желуди, миндаль, изюм, сливы, сладкие рожки, персики, фисташки, перец, бобы, сарацинское пшено.
Кучами в трех каменных подвалах лежали синяя, желтая, белая, голубая, зеленая, красная краски, кольца от хомутов и уздечки, удила, железные подковы, смола, медные листы, точильные бруски, грифельные дощечки.
На раскопках городища был собран богатейший нумизматический материал.
Золотоордынские города
Специалисты предполагают, что ранние города Золотой Орды представляли собой группу замков-усадеб. Отдельные замки в период расцвета Орды стали превращаться в городские усадьбы, к которым примыкали кварталы ремесленников. В городах появлялись общественные места – бани, мечети, минареты, монетные дворы, государственные ремесленные цеха.
Отдельные усадьбы благоустраивали, обеспечивая их канализацией, дорогами, водой. Социальная ранжированность жителей в городах проявляласьнаглядно.
Рабы и полурабы занимали самую низкую социальную лестницу и жили совместно в больших прямоугольных или овальных землянках. В таких жилищах имелись суфы – земляные лежанки, располагавшиеся вдоль стен, и вход, представлявший собой узкую лестницу. Внутренняя часть жилища отапливалась жаровнями.
С прокладкой в суфах дымоходов большие землянки иногда перестраивали. Дымоходы соединяли с печью-топкой, для выпечки лепешек ставили круглые печи-тандыры. Ставили устройства для умывания – тошнау.
Перестроенные землянки, а иногда уже изначально благоустроенные служили жилищами для отдельной семьи или бедных свободных горожан. Аристократы имели большие дома с множеством комнат, иногда они представляли собой настоящие дворцовые комплексы.
Постройки были деревянные или из сырцового и жженого кирпича. Полы из кирпича, стены жилых комнат белили. Имелись и внутренние дворики. Центральный вход декорировался. Крыши, возможно, были черепичные.
Бани и дома для слуг ставили вблизи дворца, внутри усадьбы обязательным был колодец или бассейн. Элементами благоустройства в городах были вырытые арыки – канавы с проточной водой, имелись общественные колодцы и большие квартальные водоемы.
Использованную воду отводили по деревянным дренажным трубам. Культовые постройки и общественные бани занимали важное место. Общественные бани имели несколько помещений – отапливаемый предбанник и моечное помещение с подпольным отоплением и подачей воды, которую подавали по керамическим трубам. Предусматривались и комнаты отдыха, где можно было остыть после мытья.
Погребальные постройки были однокамерные и двухкамерные. Они часто были декорированы, включая мозаику. Такие погребальные мавзолеи были как наземные, так и подземные.