Сущность понятия «тотемизм»
Тотемизм – это вера в животных-прародителей, реже вера в силу растений и природы.
Тотемизму как форме архаических верований уделяется и уделялось очень большое внимание. На тему тотемизма написано огромное количество статей и монографий.
Рисунок 1. Тотемизм. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Впервые в Европе слово «тотем» услышали в конце XVIII века. Путешественник Джон Лонг в 1791 г. опубликовал книгу «Путешествия и странствия индийского переводчика и купца». В ней автор рассказывал о тотемах племени оджибвеев Северной Америки.
В научный оборот термин «тотемизм» был введен в 1869-1870 гг. в связи с выходом работы Дж. Мак-Леннана «О почитании животных и растений».
С этого времени тотемизм занимает умы ученых разных стран. Специалисты высказывают разные гипотезы, даже взаимоисключающие.
Новые исследования, проведенные по этому вопросу, с течением времени большой ясности так и не внесли. При обсуждении тотемизма всегда вставал вопрос его реального существования.
Те теории, которые не признают тотемизм как однородную, связанную группу фактов, кажутся более адекватными реальности. Научное осмысление тотемизма уже у истоков имело некоторое непонимание, на что указывал Э. Тейлор в книге «Первобытная культура».
Первая теория тотемизма принадлежала Мак-Леннану, который обосновал ее в своей книге. Тотемизм, по его представлениям - это особая, однородная по существу группа факторов. Она представляет собой религиозную систему, которая заключается в сочетании фетишизма с экзогамией и матрилинейной филиацией.
Тотемизм, считал он – это определенная стадия в развитии общества. Он объяснял ею разные темные вопросы классической религии и классической мифологии.
Работа Мак-Леннана обратила внимание ученых, начались поиски тотемизма, наличие его следов в разных религиях у разных народов.
Внимание на тотемическую систему, вслед за Мак-Леннаном, обратил Р. Смит, открывший следы тотемизма у семитических народов. Тотемическое животное, считал он, является священным животным клана. Кровь этого животного является символом единства клана, а ритуальное умерщвление тотемического животного и поедание его – это заключение кровного союза с его божеством.
В тотемизме черты собственного общественного устройства человек переносит на всю природу. Встретить проявление тотемизма можно у народов Меланезии, у племен острова Самоа, у народов Америки, где тотемы встречаются в гербах, фамильных знаках на одежде, на жилище.
Физико-географический характер местности влиял на выбор тотемов, например, в качестве тотема у австралийских племен обычно выступают кенгуру, ящерица, ворон, страус эму, опоссум, дикая собака.
В пустынных районах материка, где животный мир скуден, тотемами становились насекомые и растения, нигде в этом качестве больше не встречавшиеся.
Кровнородственные связи в раннеродовом обществе были самыми важными для людей, поэтому подобные связи древний человек усматривал и в окружающем его мире.
Основу жизни древнего охотника и собирателя составляли растения и животные, которые становились предметом его религиозных чувств.
В той или иной степени следы тотемизма прослеживаются и в современных религиях и как элементы сохраняются в этнических культурах многих народов.
Формы проявления тотемизма
Люди хотят верить в сверхъестественное, и эта вера считается одной из потребностей. Самой распространенной древней формой верования является тотемизм, основанный на вере в помощь Высших сил.
На языке индейцев Северной Америки слово «тотем» означает «род». Тотемизм основан на мистической связи племени с какими-либо растениями, животными, природными явлениями или просто любыми предметами.
Сильнее всего тотемизм был развит в Австралии, Африке, Америке. Чтобы выжить люди искали поддержку у Высших сил. В одной религии это были ангелы-хранители, в другой – тотемные животные, которые давались человеку для помощи и защиты в тяжелых ситуациях.
Тотемы как покровители, защитники и помощники, были напрямую связаны со всем родом.
Тотемизм как религия имеет свои особенности:
- тотему поклонялись, перед ним благоговели, поскольку он был хранителем души человека, его помощником и покровителем;
- тотем имел способность оказывать влияние на сознание человека, внушать уважение и страх;
- тотемные рисунки и изображения наделялись определенным смыслом;
- для человека тотем являлся примером для подражания;
- для людей, исповедующих тотемизм, большое значение имеют ритуалы, связанные с тотемом.
Тотемизм популярен и сегодня, особенно в отдаленных районах Австралии, Африки, ряда островов в Тихом океане.
Тотемизм, как ранняя форма религии, так и современные его течения делятся на подвиды:
- Тотемизм индивидуальный – этот вид предполагает личные отношения человека с каким-либо тотемом, например, с конкретным животным или природным явлением, наделенным особыми свойствами. Индивидуальные тотемы в виде амулетов могут передаваться по наследству и якобы наделять хозяина сверхспособностями.
- Половой вид тотемизма предполагает разделение по гендерному признаку внутри племени. В этом случае у представителей каждого пола есть свой тотем, а мужчины и женщины могут между собой даже враждовать.
- Клановый тотемизм при котором у целого клана подразумевается наличие одного или нескольких тотемов. Эти защитные обереги клана передавались из поколения в поколение без изменений, увеличивая с возрастом свое значение в жизни рода.
Ритуал поедания тотемного животного некоторые племена проводили для того, чтобы к людям перешли все повадки зверя.
Пережитки тотемизма и культ медведя
Пережитки тотемизма у ряда народов слились с родовым культом.
Происхождение медвежьего культа у народов Нижнего Амура и острова Сахалин, а также у ханты и манси, по всей вероятности, именно таково.
Родовые пережитки у гиляков, включая родовой медвежий культ, до недавнего времени держались крепче, чем у других народов. Этот народ верил, что каждый род имеет своего медведя, который является как бы их сородичем.
В честь этого животного устраивались родовые праздники, на которых главным действующим персонажем был, конечно, медведь. За некоторое время до праздника в лесу ловили медвежонка, выкармливали зверя в клетке, оказывали ему все знаки почтения.
С наступлением праздника в назначенный день медведя с большим почетом водили по стойбищу. Однако для медведя все это празднество заканчивалось трагически - его расстреливали из лука.
Рисунок 2. Праздник медведя. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Правда, животное убивали не сами члены рода, а те, с кем они были связаны брачными отношениями. Люди рода, убившие медведя, ели его мясо и брали его шкуру.
Представители рода, проводившие этот праздник, не могли есть мясо животного и трогать его шкуру. Кости и голова медведя торжественно предавались погребению.
Ритуал умерщвления родового зверя, безусловно, является пережитком тотемизма. Однако этот тотемизм не настоящий, потому что здесь одно и то же священное животное у всех родов одно.
Культ медведя у хантов и манси тоже связан с пережитками тотемизма, но несколько иначе. Медведь являлся тотемом одной из двух фратрий – фратрии Пор – это потомки аборигенов-уральцев. Другая фратрия – фратрия Мось – потомки угров имели своего тотема, которым был заяц.
У ряда других народов Сибири – ульчей, нанайцев, эвенков, якутов, тоже отмечались пережитки тотемизма, но более слабые.
Охотничьи народы, выполняя обряды по умерщвлению священного зверя, всегда верили в то, что убитый зверь вновь возродится, оживет, пусть даже в виде других особей.
Миф об умирающем и воскрешающем звере был аналогичен мифу земледельческих народов об умирающем и воскрешающем божестве растительности.
Чтобы не лишиться покровительства убитого зверя, люди просили его не сердиться на них, а для этого придумывали разные оправдания. Охотники даже на охоте тоже оправдывались перед убитым медведем.