Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Пепкинский курган

Поздний бронзовый век

Начало II тыс. до нашей эры характеризуется завершением распада Циркумпонтийской металлургической провинции. В этот период система культурно-производственных связей в Северной Евразии перестраивается и происходит расширение ареала культур с производящим типом хозяйства. Повсеместно распространяется технология изготовления оловянных бронз и тонкостенного литься орудий и оружия.

Во время поздней бронзы в Северной Евразии происходят активные этно-и культурогенетические процессы. Лингвисты и археологи считают, что в зоне степей и лесостепей Восточной Европы происходило выделение индоиранской группы.

Степная и лесостепная зоны в этнической истории Старого Света являлись прародиной народов индоиранской языковой группы, разделившихся затем на две ветви – индоарийскую и индоиранскую.

Гибель древнеиндийских цивилизаций Мохенджодаро и Хараппы многие ученые связывают с нашествием северных степных народов. Племена, жившие в степной и лесостепной зоне, как считают исследователи, занимались скотоводством – особенно коневодством и земледелием. В военном деле они использовали колесницы, имели развитую металлургию и сложную социально-иерархическую структуру общества. Употреблялось понятие «царь».

Ведущая роль среди первого блока культур принадлежала абашевской культурно-исторической общности. Название ее происходит от села Абашево в Чувашии.

Памятники этой культуры датируются первой третью II тыс. до нашей эры. Абашевцы в этот период расселились на Южный Урал и Среднее Поволжье.

В поздний период они имели активные контакты с населением покровской и синташтинской культур.

Памятники абашевской культуры представлены поселениями, могильниками, рудными выработками, кладами металлических изделий.

Расселялись абашевцы обычно на возвышенных мысах, по берегам рек, на дюнах. Поселения с мощным культурным слоем выявлены в бассейне Дона и на Южном Урале – это остатки наземных, слабо углубленных построек.

«Пепкинский курган» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Земляночные и полуземляночные постройки, иногда окруженные рвами, встречались реже. К строительству построек применялась столбовая конструкция, крыша была двух- или четырехскатная. Внутри постройки находился очаг, хозяйственные и жертвенные ямы, иногда колодцы. Погребения совершались под круглыми или овальными насыпями.

В Самарском Поволжье и в Подонье есть захоронения в грунтовые могильники и в курганы. Могильники на Средней Волге окружали столбовыми оградами, а в Южном Приуралье ограды были каменные.

Погребения совершали в прямоугольных или овальных по форме ямах, иногда это были камеры с облицовкой стен деревом или камнем. Иногда ямы были перекрыты бревнами, плахами или каменными плитами.

Погребенных укладывали поодиночке, реже парами. Они лежали на спине, иногда на левом боку с подогнутыми ногами. Во всех могилах погребенные сопровождались керамикой, серебряными и медными украшениями, ножами, шильями, каменными и костяными изделиями.

Пепкинский курган

Среди памятников абашевской культуры выделяется одиночный Пепкинский курган в Поволжье (Республика Марий Эл). Это могильный курган у деревни Пепкино.

Курган этот археологи открыли летом 1960 г. Он имел овальную форму, вытянутую с северо-запада на юго-восток.

Под овальной насыпью археологи вскрыли три погребения. Могильная яма огромных размеров была обложена досками, а сверху перекрыта накатом из деревянных плах.

Типичные для абашевской культуры вещи находились на перекрытии, вместе с землей в засыпи встречались угольки, обломки костей животных, мелкие человеческие кости.

Темное круглое пятно, диаметром 1 м. находилось между костями – предполагают, что здесь находился столб-идол. По краям кургана находились 9 вертикально поставленных столбов, ограждавших большую яму.

Глубина центральной ямы достигала 60-70 см, а на ее дне на берестовой подстилке лежали останки 27 мужских костяков. Рядом с костяками лежали два отдельно положенных черепа.

Из 27 костяков у 11-ти не было черепов, у 7 костяков отрубленные черепа лежали около верхней половины костяка.

Пепкинский курган. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Пепкинский курган. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Все костяки имели следы смертельных травм в височной области, области темени или затылка. Черепа некоторых костяков сохранили следы надрезов – антропологи предположили, что надрезы были сделаны при снятии скальпов.

Все мужчины погибли насильственной смертью и были погребены в братской могиле. Из грудной клетки 13 костяков торчали однотипные наконечники стрел.

Костяки с приподнятыми и подогнутыми в коленях ногами, лежали на спине. Большинство убиенных были 20-25 летними людьми и состояли в кровном родстве. Самый младшему из них было 18 лет. Погребены они были одновременно.

Один из погребенных, по всей вероятности, при жизни был кузнецом-литейшиком, потому что его в загробную жизнь сопровождал уникальный набор инструментов – литейная глиняная форма для отливки топоров, тигли, каменная наковальня, молот, молотки, абразивы.

При раскопках еще нескольких курганов Абашевского могильника и курганов у села Катергино тоже были обнаружены братские погребения со следами насильственной смерти на скелетах.

Что произошло здесь на самом деле современным людям никогда не узнать, но археологи сделали свое предположение о событиях того времени. Оно заключается в том, что на воинов-абашевцев неожиданно напали другие воины, которых было значительно больше. Раны на груди костяков говорят о том, что абашевцы сначала приняли бой, но потом попытались убежать, поэтому на их спинах тоже были раны.

Пойманных абашевцев добили топорами и отрубили им головы. Прибывшие на помощь сородичи, вероятно, не дали врагу унести головы соплеменников, поэтому часть черепов тоже находилась в захоронении.

Абашевская культура

Поздняя ямная культура в середине III тыс. до нашей эры распалась на две культурные области – на западе Катакомбную, занимавшую территорию между Днепром и Волгой и Полтавкинскую между Волгой и Уралом.

Абашевская культура возникла в XXII-XVIII вв. до нашей эры на северной периферии этого культурного горизонта от левобережья Днепра до Тобола.

Основным занятием абашевцев было скотоводство, и жили они в 2-х или многокамерных домах со стенами из отвесно поставленных столбов и 2-х скатной кровлей.

Позже их дома были уже однокамерные с тамбурной частью. В ареале их распространения было известно около 200 поселений, но все они были недолговечными.

Умерших соплеменников абашевцы хоронили под уплощенными насыпями с кольцевыми или прямоугольными сооружениями из столбов. Дерево или камень иногда использовались для облицовки могильных ям.

Тела умерших с вытянутыми или подогнутыми ногами укладывались на спину, головой на восток или юго-восток. Захоронения чаще всего были одиночными. Части туш крупного и мелкого рогатого скота, шкуры животных с головой и копытами клали в могилы. Женщин абашевцы хоронили в богатой одежде. Особенно это касалось головных уборов, которые украшали мелкими нашивными полукруглыми бляшками, проволочными пронизками и др.

Абашевская культура. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Абашевская культура. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Половина всех металлических изделий, в основном украшения, были изготовлены из чистой меди, а вторая половина – орудия и оружие – из мышьяковой бронзы.

Враждебные отношения у абашевцев сложились с балановцами в Среднем Поволжье, свидетельством чего являются балановские укрепления и братская могила абашевских воинов в Пепкинском кургане.

Обстановка в этот период была очень тревожная, шла милитаризация степных культур.

Дата написания статьи: 18.11.2022
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot