Поздний бронзовый век
Начало II тыс. до нашей эры характеризуется завершением распада Циркумпонтийской металлургической провинции. В этот период система культурно-производственных связей в Северной Евразии перестраивается и происходит расширение ареала культур с производящим типом хозяйства. Повсеместно распространяется технология изготовления оловянных бронз и тонкостенного литься орудий и оружия.
Во время поздней бронзы в Северной Евразии происходят активные этно-и культурогенетические процессы. Лингвисты и археологи считают, что в зоне степей и лесостепей Восточной Европы происходило выделение индоиранской группы.
Степная и лесостепная зоны в этнической истории Старого Света являлись прародиной народов индоиранской языковой группы, разделившихся затем на две ветви – индоарийскую и индоиранскую.
Гибель древнеиндийских цивилизаций Мохенджодаро и Хараппы многие ученые связывают с нашествием северных степных народов. Племена, жившие в степной и лесостепной зоне, как считают исследователи, занимались скотоводством – особенно коневодством и земледелием. В военном деле они использовали колесницы, имели развитую металлургию и сложную социально-иерархическую структуру общества. Употреблялось понятие «царь».
Ведущая роль среди первого блока культур принадлежала абашевской культурно-исторической общности. Название ее происходит от села Абашево в Чувашии.
Памятники этой культуры датируются первой третью II тыс. до нашей эры. Абашевцы в этот период расселились на Южный Урал и Среднее Поволжье.
В поздний период они имели активные контакты с населением покровской и синташтинской культур.
Памятники абашевской культуры представлены поселениями, могильниками, рудными выработками, кладами металлических изделий.
Расселялись абашевцы обычно на возвышенных мысах, по берегам рек, на дюнах. Поселения с мощным культурным слоем выявлены в бассейне Дона и на Южном Урале – это остатки наземных, слабо углубленных построек.
Земляночные и полуземляночные постройки, иногда окруженные рвами, встречались реже. К строительству построек применялась столбовая конструкция, крыша была двух- или четырехскатная. Внутри постройки находился очаг, хозяйственные и жертвенные ямы, иногда колодцы. Погребения совершались под круглыми или овальными насыпями.
В Самарском Поволжье и в Подонье есть захоронения в грунтовые могильники и в курганы. Могильники на Средней Волге окружали столбовыми оградами, а в Южном Приуралье ограды были каменные.
Погребения совершали в прямоугольных или овальных по форме ямах, иногда это были камеры с облицовкой стен деревом или камнем. Иногда ямы были перекрыты бревнами, плахами или каменными плитами.
Погребенных укладывали поодиночке, реже парами. Они лежали на спине, иногда на левом боку с подогнутыми ногами. Во всех могилах погребенные сопровождались керамикой, серебряными и медными украшениями, ножами, шильями, каменными и костяными изделиями.
Пепкинский курган
Среди памятников абашевской культуры выделяется одиночный Пепкинский курган в Поволжье (Республика Марий Эл). Это могильный курган у деревни Пепкино.
Курган этот археологи открыли летом 1960 г. Он имел овальную форму, вытянутую с северо-запада на юго-восток.
Под овальной насыпью археологи вскрыли три погребения. Могильная яма огромных размеров была обложена досками, а сверху перекрыта накатом из деревянных плах.
Типичные для абашевской культуры вещи находились на перекрытии, вместе с землей в засыпи встречались угольки, обломки костей животных, мелкие человеческие кости.
Темное круглое пятно, диаметром 1 м. находилось между костями – предполагают, что здесь находился столб-идол. По краям кургана находились 9 вертикально поставленных столбов, ограждавших большую яму.
Глубина центральной ямы достигала 60-70 см, а на ее дне на берестовой подстилке лежали останки 27 мужских костяков. Рядом с костяками лежали два отдельно положенных черепа.
Из 27 костяков у 11-ти не было черепов, у 7 костяков отрубленные черепа лежали около верхней половины костяка.
Рисунок 1. Пепкинский курган. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Все костяки имели следы смертельных травм в височной области, области темени или затылка. Черепа некоторых костяков сохранили следы надрезов – антропологи предположили, что надрезы были сделаны при снятии скальпов.
Все мужчины погибли насильственной смертью и были погребены в братской могиле. Из грудной клетки 13 костяков торчали однотипные наконечники стрел.
Костяки с приподнятыми и подогнутыми в коленях ногами, лежали на спине. Большинство убиенных были 20-25 летними людьми и состояли в кровном родстве. Самый младшему из них было 18 лет. Погребены они были одновременно.
Один из погребенных, по всей вероятности, при жизни был кузнецом-литейшиком, потому что его в загробную жизнь сопровождал уникальный набор инструментов – литейная глиняная форма для отливки топоров, тигли, каменная наковальня, молот, молотки, абразивы.
При раскопках еще нескольких курганов Абашевского могильника и курганов у села Катергино тоже были обнаружены братские погребения со следами насильственной смерти на скелетах.
Что произошло здесь на самом деле современным людям никогда не узнать, но археологи сделали свое предположение о событиях того времени. Оно заключается в том, что на воинов-абашевцев неожиданно напали другие воины, которых было значительно больше. Раны на груди костяков говорят о том, что абашевцы сначала приняли бой, но потом попытались убежать, поэтому на их спинах тоже были раны.
Пойманных абашевцев добили топорами и отрубили им головы. Прибывшие на помощь сородичи, вероятно, не дали врагу унести головы соплеменников, поэтому часть черепов тоже находилась в захоронении.
Абашевская культура
Поздняя ямная культура в середине III тыс. до нашей эры распалась на две культурные области – на западе Катакомбную, занимавшую территорию между Днепром и Волгой и Полтавкинскую между Волгой и Уралом.
Абашевская культура возникла в XXII-XVIII вв. до нашей эры на северной периферии этого культурного горизонта от левобережья Днепра до Тобола.
Основным занятием абашевцев было скотоводство, и жили они в 2-х или многокамерных домах со стенами из отвесно поставленных столбов и 2-х скатной кровлей.
Позже их дома были уже однокамерные с тамбурной частью. В ареале их распространения было известно около 200 поселений, но все они были недолговечными.
Умерших соплеменников абашевцы хоронили под уплощенными насыпями с кольцевыми или прямоугольными сооружениями из столбов. Дерево или камень иногда использовались для облицовки могильных ям.
Тела умерших с вытянутыми или подогнутыми ногами укладывались на спину, головой на восток или юго-восток. Захоронения чаще всего были одиночными. Части туш крупного и мелкого рогатого скота, шкуры животных с головой и копытами клали в могилы. Женщин абашевцы хоронили в богатой одежде. Особенно это касалось головных уборов, которые украшали мелкими нашивными полукруглыми бляшками, проволочными пронизками и др.
Рисунок 2. Абашевская культура. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Половина всех металлических изделий, в основном украшения, были изготовлены из чистой меди, а вторая половина – орудия и оружие – из мышьяковой бронзы.
Враждебные отношения у абашевцев сложились с балановцами в Среднем Поволжье, свидетельством чего являются балановские укрепления и братская могила абашевских воинов в Пепкинском кургане.
Обстановка в этот период была очень тревожная, шла милитаризация степных культур.