Древнегреческие праздники
Древние греки были одной из самых развитых цивилизаций Древнего мира. Созданная ими культура оказала огромное влияние на всю мировую историю. Древние греки подарили нам философию, медицину, политику, математику, спорт, театр, архитектуру. Но о таком важном компоненте древнегреческой культуры как праздники нам известно немного.
Однако в Древней Греции было огромное количество праздников. Кроме Олимпийских древние греки отмечали Великие Дионисии, посвященные богу Дионису и Великие Панафинеи, посвященные богини мудрости Афине Палладе, которая считалась покровительницей Афин.
Великие Панафинеи
Панафинейские игры – крупнейшие религиозно-политические празднества. Для жителей Афин это был главный праздник.
Малые Панафинеи проводились ежегодно, а Великие Панафинеи - раз в четыре года (с 21 по 29 число месяца гекатомбеона). Длились они девять дней.
История происхождения Панафинейских игр отражена в нескольких легендах.
Согласно одной из них, впервые Панафинейские игры устроил сын бога Гефеста – Эрихтоний. По другой – их создателем был Тесей или его отец, царь Эгей.
Считается, что первые игры был проведены в 565 году до н. э.
В празднновании Панафиней принимали участие все жители полиса.
Во время Панафиней проводились конные и пешие состязания, состязания в беге с факелами, борьбе, бросании диска, состязание поэтов, певцов и музыкантов.
В эпоху античности музыка всегда звучала на праздниках, при этом по тому или иному поводу исполнялась строго определенная мелодия.
В спортивных состязаниях и в особом торжественном танце принимали участие мальчики, юноши и мужчины. Они демонстрировали свое мастерство в гимнастических упражнениях, в пении и танцах.
Они исполняли хоровые песни в честь могущества богов, а также славили доблесть афинян. Победителям вручались призы – специальные амфоры, наполненные маслом.
Как проходило празднество
Празднество открывало ночное факельное шествие и выступления музыкантов и танцоров.
Процессия начиналась у Дипилонских ворот, потом пересекала Керамейкос и Агору, проходила через пропилеи Акрополя и двигалась вдоль Парфенона. Там шествующие достигали восточного фасада храма перед большим алтарем богини Афины. Таким образом, процессия проходила важные точки города, места политической жизни (Агора) и кладбища.
Проводились состязания по хоровому и сольному пению в Одеоне. Это создавало праздничное настроение. Поэты под аккомпанемент лиры читали свои стихи.
На следующий день празднующие отправлялись с Агоры на Акрополь. Процессию возглавляли заслуженные и авторитетные афинские граждане. Самые благонравные афинские девушки полиса несли сшитую или сотканную своими руками одежду. Эти одежду надевали на статую Афины в храме Эрехтейон.
В шествии принимали участие священники, чиновники, демархи, всадники, гоплиты, а также музыканты, вокалисты, танцоры, поэты и спортсмены.
Когда религиозная церемония завершалась, начинались конные состязания всадников и скачки на колесницах, запряженных четверкой лошадей (квадригах).
Победителя конных состязаний награждали 140 панафинейскими амфорами с оливковым маслом.
Во время Панафинейских игр проходили атлетические состязания по пятиборью, в которое входили: метание боевого копья и диска, панкратион — рукопашный бой с элементами борьбы и бокса, спортивное единоборство, в котором соединялись техника греческой борьбы с боксерскими ударами руками и ногами.
Судейская коллегия состояла из десяти судей-агонотетов. Они путем голосования выбирали победителя в каждом агоне (соревновании) Панафинейских игр.
Победитель получал награду в виде венка из ветвей оливкового дерева из священной рощи и большую панафинейскую амфору с оливковым маслом.
Панафинейские амфоры очень высоко ценились, поэтому их даже подделывали. Подлинных панафинейских амфор археологами было найдено всего 130 штук.
Кульминацией Панафинейских игр была торжественная процессия всех жителей Афин, шествовавших по улицам города. Процессию возглавлял панафинейский корабль - специальная повозка, на которой стояла статуя богини Афины в великолепном одеянии шафранового цвета, сшитом жительницами Аттики для Панафиней.
Во время торжественного факельного шествия слуги вели быков, чтобы принести их в жертву перед статуей богини Афины.
Ритуал жертвоприношения назывался «гекатомбой» (в переводе с греческого «сто быков») и сопровождался совместным застольем.
Жертвенное мясо животных делили между собой высшие магистраты полиса, а оставшимся угощали жителей. Каждый из них чувствовал причастность к великому событию, Великие Панафинеи олицетворяли идею гражданской гордости, объединения полиса.