Общая характеристика предскифской эпохи
Первые упоминания о бесписьменных народах, населявших степи Евразии – от Причерноморья до Прибайкалья и плато Ордов в Северо-Восточном Китае, относятся к раннему железному веку.
В основном речь идет о жителях степной зоны – киммерийцах, скифах, меотах, савроматах, сарматах, саках, массагетах и др. Также встречаются упоминания о более северных этносах, благодаря чему археологи в ходе проведения исследования могли соотносить несколько археологических культур, культурных общностей и областей с теми или иными этносами и этноязыковыми образованиями.
В эпоху раннего железа на вышеуказанной территории появляются древнейшие государства, с которыми начинают контактировать создатели культур степного пояса Евразии. Так, в начале I тыс. до н.э. в Закавказье появляется государство Урарту. С ним у киммерийцев и скифов были довольно сложные взаимоотношения. В VI в. до н.э. там же появляются Колхидское царство и Древняя Армения. В VII-VI вв. до н.э. в Северном Причерноморье появляются первые греческие колонии, расцвет которых приходится на V-IV вв. до н.э.
Греческие государства Причерноморья поддерживали тесные связи с племенами Восточной Европы. Их основным партнером были скифы, а позже сарматы.
В VI I - первой половине VI в. до н.э. возникает Бактрийское государство, а потом Хорезмское, которое поддерживало тесные контакты с сако-массагетскими племенами.
Предскифская эпоха в Восточной Европе
На переходном этапе бронзы к эпохе железа в европейской части степей, в Северном Причерноморье и на близлежащих территориях в предскифскую эпоху (IX-VII вв. до н. э.) получила развитие кочевническая скотоводческая культура.
В основном она представлена погребениями. Археологи отождествляют ее с киммерийцами. Упоминания об этом народе встречаются в трудах античных и переднеазиатских авторах. Многие древнегреческие авторы считают, что прародина киммерийцев находится именно в Северном Причерноморье или на близлежащих территориях.
Таким образом, киммерийцы являются древнейшим из народов Восточной Европы, чей этноним известен.
Проведенные учеными исследования говорят о том, что носители северо-причерноморской киммерийской культуры тесно контактировали с оседлыми земледельческо-скотоводческими племенами восточноевропейской лесостепи, Крыма, Северного Кавказа и, возможно, лесного Волго-Камья.
При этом некоторые античные и многие переднеазиатские авторы в своих работах пишут о киммерийских военных походах в Закавказье и Переднюю Азию, имевших место в VIII-VII вв. до н. э. Некоторые древнегреческие авторы утверждали, что эти походы и последующее переселение киммерийцев на территорию Малой Азии были вызваны их изгнанием из Северного Причерноморья скифами. Возможно, именно этот факт и служит объяснением того, что на территории Северного Причерноморья отсутствуют археологические памятники киммерийско-предскифского типа.
Однако в собственно скифских памятниках присутствуют следы кимерийской материальной культуры, поэтому нельзя утверждать, что киммерийцы были не полностью изгнаны и ассимилировались со скифами.
В последние годы ученые ведут активный спор по поводу хронологических и территориальных рамок киммерийской культуры, ее языковой принадлежности и взаимоотношений со скифами. Точно можно сказать только то, что скифы не были автохтонами Северного Причерноморья, это было пришлое население.
Памятники предскифского времени
Памятники предскифского времени датированы концом IX - серединой VII вв. до н. э. Эта культура получила название по непосредственным предшественникам скифов – киммерийцам.
Предскифский (киммерийский) период был выделен русским и советским археологом В. А. Городцовым в 1925 году.
Для киммерийского периода характерны: своеобразные формы удил (двукольчатые и стремевидные), псалии (с тремя отверстиями, муфтами или петлями). Также своеобразием отличаются кинжалы и мечи (с подтреугольными лопастями гарды) и наконечники стрел. На накладках присутствует геометрический орнамент в виде концентрических окружностей, бегущих спиралей, солярных розеток, керамики и др.
Археологи выделяют две группы памятников предскифского времени. Это памятники черногоровской культуры и памятники новочеркасской культуры.
Черногоровская культура датируется концом IX-началом VII вв. Свое название она получила по названию кургана у села Черногоровка (Украина), который был раскопан в 1901 году.
Черногоровская культура сформировалась в степях Северного Причерноморья и Предкавказья на основе оседлых поздней срубной культуры и белозерской культуры при влиянии кочевников андроновской культуры.
Памятники новочеркасской культуры датируются концом VIII – I пол. VII в. до н. э. Новочеркасская культура сформировалась на базе протомеотской и кобанской культуры в предгорных и горных районах Северного Кавказа.
Для новочеркасских комплексов характерны новации в вооружении и конском снаряжении. Так, среди археологических находок встречаются бронзовые чешуйчатые панцири, шлемы «ассирийского типа», цельнолитые уздечные комплекты и детали тягловой упряжи для колесниц.
В конце VIII в. военизированные носители новочеркасской культуры мигрируют в степь и лесостепь Восточной Европы, в результате черногоровская культура исчезла. Во второй четверти – середине VII в. на смену материальному комплексу киммерийского периода приходят памятники типа Жаботин.