Образцы древнейшего в мире искусства – изображения животных – были обнаружены в пещерах Франции еще в начале XX века. Они выполнены неизвестным художником эпохи палеолита.
В 1837 году в гроте Шаффо в ходе раскопок был найден кусок кости ископаемого животного с резными изображениями двух оленей. Позднее, 1864 году, французский палеонтолог Эдуард Лартэ обнаружил в пещере Ла-Мадлен знаменитое изображение мамонта на костяной пластинке, что говорит о том, что уже в эпоху палеолита люди могли довольно точно передать образ этого животного.
Ученые не сразу поверили в то, что эти рисунки являются столь древними. И только после того, что в Альтамирской и других пещерах были обнаружены рисунки бизонов, благодаря работе археологов над стратиграфией этих пещер, было доказано существование палеолитического искусства.
Доисторическое искусство делится на два типа:
- жанровое,
- абстрактное.
Если древний художник изобразил людей и животных, то такие находки относят к жанровому искусству, а разного рода орнаменты – к абстрактному. Есть версия, что эти изображения использовали для совершения магических обрядов. Принято считать, что рисунки или статуэтки, изображающие обнаженных женщин, относились к культу Богини-матери, которой поклонялись первобытные люди.
К самым древним примерам монументальной живописи относятся находки в пещерах Дордони во Франции (Ла Мадлен) и в Испании, а также на юге Пиреней. Это контурные изображения животных, нацарапанные на стенах.
На территории Западной Европы выделяют три крупные археологические культуры:
- Ориньякская.
- Солютейская.
- Мадленская.
Ориньякская культура
В пещерах, расположенных на территории современной Франции, были найдены первые рисунки на известняковых плитах. На них изображены животные, головы животных, а также схематические контуры людей. Такие изображения были обнаружены на стенах пещер Ориньяк, Ла Ферраси и Лоссель.
На одном из известняков рельефов изображен охотник, метающий копье. Среди находок также встречаются изображения женщин, изображения набора полумесяцев, линий и др. символических знаков. Такие же знаки археологи нашли на камнях и на костях животных.
Так люди обозначали лунный календарь и созвездия. С помощью календаря древние охотники вычисляли передвижения диких лошадей, мамонтов и шерстистых носорогов.
Солютейская культура
В 1992 году в Португалии (рядом с городов Вила-Нова-де-Фош-Коа) археологи обнаружили комплекс наскальных изображений. Там можно разглядеть очертания животных, в том числе ископаемых – лошадей, туров, коз и др. Самые древние из них были нарисованы около 20 тыс. лет до н. э.
Мадленская культура
Мадленская культура – археологическая культура, которая была распространена на территории Франции, Испании, Бельгии и Германии 15-8 тыс. лет назад.
В пещере Ласко во Франции сохранились гравированные рисунки и контуры, сделанные красками. Эта пещера считается Сикстинской капеллой первобытной живописи.
В пещере выделяют несколько «залов», для каждого из которых характерна своя цветовая гамма.
Самое яркое впечатление производит рукотворная композиция в «зале быков». Там с помощью красок изображено несколько животных, среди них лошади, зубры, олени, медведи. Помимо изображений животных и людей в пещере встречаются символы, которые, вероятно, обозначают звезды и созвездия.
По мнению археологов, древние люди не жили в этой пещере, а просто приходили сюда, чтобы посмотреть изображения.
Древние шедевры отличают особые художественные приемы, среди которых можно выделить полихромию, растушевку, перспективу, искаженные изображения, а также незакрашенные участки рисунков.
Еще одной пещерой, богатой на «картины», является пещера Руффиньяк во Франции. Там было обнаружено более 250 наскальных рисунков. В основном на них изображены животные.
Именно в мадленском искусстве выразилось более глубокое понимание и восприятие жизни. Интересные стенные росписи того времени были найдены во второй половине XIX века в пещерах южной Франции (Фон де Гом, Ласко, Монтиньяк, Комбарелль, пещера Трех братьев, Нио и др.) и на территории северной Испании (пещера Аль-тамира).
Кроме «живописи» искусство палеолита Западной Европы представлено различными статуэтками, сделанные из кости, рога или мягкого камня. Размер фигурок составляет от 5 до 10 см. В основном это фигурки, изображающие обнаженных женщин. Первобытный художник попытался передать черты женщины-матери, подчеркнув грудь, большой живот и широкие бедра. Стоит отметить, что пропорции женского тела представлены довольно точно, но руки у женщин изображены тонкими и маленькими, а лица нет вообще. Однако особенности прически древним мастерам удавалось передавать.
Образцы таких статуэток были найдены в Виллендорфе (Австрия), в Ментоне и Леспюге (Франция) и в СССР.