Возникновение первобытной археологии
Этнография или этнология возникла во второй половине XIX в. и имела два объекта исследования:
- первобытные и предклассовые общества, сохранившиеся к тому времени;
- традиционное крестьянство классовых обществ Европы.
Исходя из этого, она подразделялась на самостоятельные научные дисциплины – этнографию первобытности и этнографию крестьянства.
Археология первобытности, как раздел археологии, окончательно оформился ко второй половине XIX в. Датский ученый К. Ю. Томсен еще в 1819 г. весь археологический материал разделил на три группы. Эти группы соответствовали сменившимся векам истории человечества – каменному, бронзовому, железному.
Другой датский археолог Я. Ворсо обосновал эту периодизацию на основании собственных раскопок.
Жак Буше де Перт – французский археолог-любитель, занимаясь систематическими раскопками, обнаружил очень много грубых каменных орудий, связав их с древнейшими («допотопными») людьми. Его публикации и выступления со стороны ученых встретили резкую оппозицию.
Жака де Перта обвиняли в научной безграмотности и подделке. Отстаивая свою правоту, он упорно продолжал исследования и в 1846 г. выпустил свою работу «Примитивная индустрия».
В следующем году в свет вышел первый том «Древности кельтские и допотопные», а в 1860 г. в свет вышла книга «Допотопный человек и его творения». В своих работах он впервые поставил вопрос о первобытном обществе как едином целом. Таким образом, де Перту принадлежит честь открытия доисторической, исчезнувшей старины, подлинно первобытной первобытности.
Рисунок 1. Каменный век. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Английский этнограф и археолог Дж. Леббок в 1865 г. в своей работе «Доисторические времена» разделил каменный век на палеолит (древний каменный век) и неолит (новый каменный век). Детальная периодизация древнего каменного века была создана в 70-е годы XIX в. французским археологом Габриэлем де Мортилье.
В своем первоначальном варианте периодизация была опубликована в 1869 г. В последующие годы, в 1883, 1885, периодизация разрабатывалась в целом ряде трудов. Третье издание периодизации вышло под названием «Доисторическая жизнь. Происхождение и древность человека», которое дорабатывал сын Мортилье – Адриан.
Это издание было переведено на русский язык. Ученый выделяет шелльскую и ашельскую эпохи и относит их к нижнему палеолиту. К среднему палеолиту отнесли мустьерскую эпоху, а к верхнему палеолиту – солютрейскую и мадленскую.
Выделенные Мортилье ранние шелльские орудия Европы, по современным данным имели возраст более 0,5 млн. лет.
В дальнейшем к археологии примкнула научная дисциплина – палеоантропология, изучающая костные останки древних людей. Теоретической базой для этой науки стал труд Ч. Р. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор».
На острове Ява в 1891-1892 гг. голландский врач и анатом Э. Дюбуа нашел останки питекантропа. Возраст находки по современным данным был близок к миллиону лет.
Палеоэтнологическая школа в отечественной археологии
Первобытную археологию до 1930 г. называли «палеоэтнологией». Критика этого направления и разгром в эпоху «Великого перелома», привели к тому, что палеоэтнология, как научная школа, была прочно забыта.
Формироваться палеоэтнологический подход в России стал в начале XX в. Появление в России палеоэтнологической школы было связано с именами Д. Н. Анучина и Ф. К. Волкова. Оба они были учениками Габриэля де Мортилье, который ввел в науку понятие «палеоэтнология», что в буквальном смысле означает этнология первобытности.
Курс палеоэтнологии Ф. К. Волкова кроме археологии первобытности включал еще археологию варварского мира и частично средневековья. Волков в области методов археологического исследования сформулировал основные принципы.
Он считал, что задача доисторической археологии заключается в полном восстановлении всей деятельности древних обитателей планеты – типа, происхождения, миграций, быта, общественных отношений, верований культа и др.
Российская палеоэтнология в 20-е годы имела общие черты с «американской школой исторической этнологии» Ф. Боаса. Российские археологи отмечали, что идеи Ф. Боаса в изучении диффузии в пределах ограниченной территории довольно плодотворны.
На эти же 20-е годы пришелся пик деятельности палеоэтнологов, но на первый план выступало не эволюционное развитие культуры в первобытную эпоху. На первом плане было сопоставление археологических и географических данных и вопрос соотношений культуры и природной среды.
Археологию представляли как этнографию древности.
Среди палеоэтнологов русской археологии ярким представителем был А. А. Миллер, его основным направлением исследования до революции была этнография Кавказа. Миллер разработал новые методы исследования памятников поселенческого типа, поскольку старые были неудовлетворительны с научной точки зрения.
Он был учителем целого поколения ленинградских археологов, среди которых М. И. Артамонов, С. Н. Замятнин, А. А. Иессен и др. Основными задачами всех экспедиций Миллера было комплексное и всестороннее изучение культур в увязке с другими источниками, выявление древних неизвестных поселений и их исследование, установление относительной периодизации изученных памятников.
Представителем «московской ветви» палеоэтнологов был Б. С. Жуков. Сторонник комплексного подхода к изучению древних культур, главными он считал не социально-экономические, а природные факторы.
Классифицируя археологический материал по эпохам, он ставил в основу принципы технологии, формы, орнаментации.
Палеоэтнологическое направление не было единственным, существовала еще «школа Городцова» с его типологическим методом.
Развитие отечественной археологии в дальнейшем шло по пути новых идеологических установок. В первой половине 30-х годов археология становится марксистской наукой.
Первобытная и историческая археология
Обширность науки стали причиной формирования нескольких отраслей археологии – первобытная (доисторическая) археология и археология исторического периода. Доисторическая археология предшествует появлению письменности.
Относится она и к тем обществам, у которых была письменность, но до настоящего времени не расшифрована. Примером могут служить племена майя классической эпохи. Их относили к доисторическим, но после того, как удалось успешно дешифровать систему их письма, их отнесли к историческому периоду.
При изучении первобытной эпохи, археологи специализируются на конкретном регионе и часто на периоде. Исследователи палеолита, например, изучают древнейшие археологические памятники Европы и Африки, особое внимание при этом уделяя каменным орудиям.
Большинство археологов исследуют жизнь древнего человека в целом в избранных хронологических рамках, не сосредотачивая свое внимание на одном узком аспекте.
Рисунок 2. Археология. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Историческая археология занимается изучением народов прошлого, которые обладали письменностью и в своих изысканиях оперировали сочетанием письменных и материальных данных. Однако письменные источники содержат далеко не все сведения об историческом периоде. Письменные свидетельства имеют значительные недостатки.
Недостатки заключаются в том, что свое внимание они сосредотачивают на конкретных людях и мало сведений содержат обо всем остальном. Довольно часто письменные источники, повествуя о высших слоях общества, уделяют внимание их деятельности, не касаясь их повседневной жизни.
Гарантий, затронутых в документах тех или иных ситуаций, тоже нет, поскольку автор свидетельства мог сообщить ложные сведения или не совсем точные.
Таким образом, уравновешивающим фактором будут свидетельства письменных источников и материальных археологических данных.
В археологии есть и особое направление, которым занимаются специалисты по археологии исторического периода – изучение следов кораблекрушений, поиск остатков затонувших кораблей.
Такие исследования дают богатую информацию не только о технологии судостроения, но и сведения о торговле и торговых связях между странами. Такой информации в письменных источниках найти невозможно.