Походы викингов
Викинги - жители Скандинавии довольно часто совершали набеги на побережья Северо-Западной Европы и Британских островов. Норманнами их называли в Западной Европе, а варягами – на Руси.
С викингами в те времена никто не мог сравниться в искусстве навигации. Ориентируясь по Солнцу и звездам, они переплывали Атлантический океан. Прекрасно знали все морские течения, привычки морских птиц, знали, к чему может привести изменение цвета и температуры воды.
Они не имели навигационных приборов и карт, кроме «солнечного сектора» – прибора, который отдаленно напоминал компас. Благодаря этому прибору они приблизительно могли определить, где находится их корабль.
Потомкам варваров, обосновавшихся в Скандинавии в VIII в. требовалось много природных богатств, поскольку население росло, и его надо было чем-то кормить. Викинги отправлялись в дальние страны, где грабили и захватывали чужие земли. Они захватили Шетландские, Оркнейские, Гебридские острова, обосновались на крайнем севере Шотландии.
На Фарерских островах они поселились в 700 г., а в 815 г. добрались до Исландии и основали там колонию. За 5 веков до Х. Колумба викинги доходили до Северной Америки.
Викинги не только открыли новые земли на западе, они успешно продвигались и на восток – прошли всю Европу и проникли в Азию.
На северо-востоке Британии расселялись датские викинги, успешно совершавшие набеги на побережья Северной Африки и Италии. Поселившиеся в устье Сены на севере Франции норвежские викинги, добились своих прав на провинцию Руан, назвав ее затем Нормандией. От Балтийского до Черного моря, а оттуда в Константинополь торговыми путями ходили шведы.
Они проложили по рекам Древней Руси путь из варяг в греки.
Для дальних плаваний требовались большие, надежные и широкие корабли с прочным корпусом – это были кнорры, а для пиратских набегов викинги строили узкие дракары. Они позволяли приставать к берегу без причала и идти на веслах.
Рисунок 1. Корабли викингов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Дракары имели длину 10-20 м, и разгонялись до 18 км в час. Ладьи получали звучные имена, отождествленные с каким-нибудь живым существом, например, «Бык океана», «Ворон ветра», «Морская птица» и др.
Дракары имели нос и хвост, как животные, и соответствующее украшение. Чаще всего передняя часть корабля была в виде деревянной головы мифического существа, например, дракона. Отсюда и название корабля.
Рисунок 2. Дракар. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Задача таких украшений заключалась в том, чтобы отгонять злых духов и наводить страх на противника. Поскольку походы викингов продолжались несколько сезонов, а иногда и лет, то дракары заменяли им дом.
Для сна и отдыха на кораблях были специальные кожаные мешки. С приближением к дружественным землям голову дракона убирали, чтобы не разгневать добрых духов.
Кораблестроение викингов
Средневековое судостроение имело несколько традиций, но в районе Северного и Балтийского моря использовалось три типа судов – это суда клинкерной постройки норманнов, суда балтийских славян, крепивших доски деревянными нагелями, и фризские коги, днище которых было плоскодонное.
Корабли норманнов имели высокие качества и, прежде всего, остойчивость, мореходность, хорошая скорость хода. Все эти качества позволили им открыть Исландию, Гренландию, острова Северной Атлантики, Новый Свет.
Норманны в зависимости о назначения строили суда разных классов. В местечке Скульделев были обнаружены затопленные старые суда норманнов разных классов. Им были присвоены порядковые номера с одним названием по месту обнаружения – Скульделев 1, 2, 3, 5, 6.
Первое грузовое судно было построено около 1030 г. в Западной Норвегии. Длина судна 16 м, водоизмещение 20-25 тонн. Материалом для строительства служили сосновые доски с дубовыми вставками. Второе судно было боевым кораблем норманнов, построенное в районе Дублина из дубовых досок, длиной 30 м. Датируется боевой корабль примерно 1042 г. и рассчитан был на 60 гребцов.
Предположительно это судно входило в состав флота, а привели его в Данию в 1068-1069 гг. дочь и сын Харальда Годвинсона – последнего англо-саксонского короля.
Третье транспортное и грузовое судно имело длину 14 м., датируемое 1040 г, грузовместимостью 4-5 тонн. Материалом для строительства были дубовые доски.
Судно под номером 5 было военным кораблем, длиной 17,3 м. с днищевой обшивкой из дубовых досок. Для бортовой обшивки были использованы, снятые с других судов, старые доски из сосны и ясеня. Судно, построенное в Дании около 1030 г., рассчитано на 26 гребцов. Корабль, много раз ремонтированный, по всей вероятности выполнял задачу береговой обороны датского побережья.
Позже такие корабли появились и в Норвегии. Судно под номером 6 было построено в Западной Норвегии около 1030 г. Его длина составляла 11,2 м. Судно изначально имело 6 поясов сосновой обшивки, а позже был добавлен 7-й пояс. В ремонтных работах использовали дубовые доски. По каждому борту для гребцов находилось 6 скамей. Судно, возможно, использовали для рыбной ловли и промысла китов.
Материалом для корпуса судов чаще всего служил ясень, сосна или дуб. Ствол дерева, срубленный топором, расщепляли и из него вытесывали доски, исключительно вдоль волокон. Таким способом можно было сохранить прочность материала и его эластичность. Для одного судна требовалось несколько десятков деревьев.
Доски скрепляли железными гвоздями, уложив их внахлест. Чтобы они были более гибкими, их увлажняли и держали над огнем.
Очень прочные паруса, сотканные из шерсти овец североевропейской породы, имели квадратную форму. Чтобы паруса не намокали, их покрывали животным воском (ланолином). Готовые паруса ценились очень высоко, потому что над их изготовлением трудились 4-е человека в течение 3-х лет.
Для производства большого паруса шерсти требовалось 2 тонны, а одна овца в год шерсти давала 1,5 кг.
У каждого гребца была своя скамья, на которой он спал и хранил свое имущество. Чтобы не произошло случайного падения в воду, а также от ветра и удара волн, вдоль борта делали специально ограждение –фальшборт.
Для развития необходимой скорости, на судне было много весел, обычно до 34 пар. Каждый гребец закреплялся за веслом. Для обороны от стрел врага вдоль бортов закрепляли щиты.
Посередине корабля возвышалась одна мачта, которую можно было снимать и ставить.
Находки кораблей викингов
На норвежской ферме Гокстад в 1880 г. обнаружили величайший корабль викингов длиной 23 м, шириной 5,1 м. В настоящее время восстановленное судно находится в Осло, в музее дракаров.
На севере датского острова Альс в 1921 г. во время работ в небольшом торфяном болоте был обнаружен жертвенник. Это было место жертвоприношения военной добычи в IV-III вв. до нашей эры. Среди находок особое место занимала обнаруженная лодка-ладья, которая сильно пострадала во время работы землечерпалки.
Оставшаяся часть ладьи сегодня находится в Копенгагене, в Национальном музее страны. Ладья была рассчитана на 20 гребцов.
Исследователи предположили, что ладья весила 530 кг, а ее водоизмещение составляло 2800 кг при осадке 0, 32 м. Максимальная длина ладьи составляла 15,3 м, при ширине 2,07 м.
Остатки 3-х судов были обнаружены в 1863 г. во время раскопок в болоте Нидам. Дно судно имело хорошую сохранность, поэтому выставлено в замке Готторп в музее доисторической и ранней культуры Шлезвига. Одна из лодок была дубовая и сильно разрушенная при жертвоприношении.
Судно из Нидама обнаружили сотрудники Энгельгарда в августе 1863 г. Рядом находилась еще одна лодка из сосны. Ее расчистили, сняли все эскизы и снова засыпали. В 1864 г. лодка во время датско-прусской войны погибла.
В течение 3-х столетий болото вблизи Нидама было местом приношения жертв. Судно, обнаруженное в этом месте, датируется второй половиной IV в. Здесь же было обнаружено 106 мечей, 552 наконечника копий, 70 стальных и бронзовых умбон для щитов, стрелы, копья, украшения. Пролежав длительное время в болоте, судно распалось.
Обшивки из дубовых досок лежали отдельно друг от друга. Шпангоуты представлены отдельными частями. При максимальной длине судна из Нидама 22,85 м, и максимальной ширине 3,26 м. предусматривалось 30 мест для гребцов.
Построено оно было на килевой доске длиной 15 м. и шириной 0,56 м. в средней части. Судно не могло нести парус, поэтому устройство для него отсутствовало. На правом борту для управления судном висел большой руль, длина которого составляла 3,3 м, но неясно как такой руль соединяли с судном. Весла имели длину от 3,02 до 3, 52 м.
Недоумение вызвали обнаруженные камни, которые сначала приняли за балласт. Однако балласт нужен тогда, когда судно идет по воде. Судно же находилось на берегу и балласт весом 1000 кг. был лишним.
Найденные камни, предположили специалисты, как-то связаны с жертвоприношением. Судно из Нидама, представлявшее военную добычу и найденное на месте англов и саксов, так и не имеет до конца выясненное происхождение.