Предыстория ташкентского музея
Сосланный после грандиозного семейного скандала в Ташкент, выпускник Российской Академии Генерального штаба Великий князь Н. К. Романов был блестяще образованным человеком и для развития Туркестанского края сделал очень много. Он на свои день организовывал научные экспедиции, строил оросительные каналы, инициировал строительство двух мостов, русских поселений, двух синематографов.
В течение всей своей жизни князь собирал произведения антиквариата, скульптуры, русскую и европейскую живопись. Его коллекция живописи и стала началом музея.
Незадолго до своей смерти он в 1917 г. все свое имущество завещал супруге в пожизненное владение, а после ее смерти все имущество переходило в собственность Ташкентского университета.
История музея в Ташкенте
Ташкентский музей является одним из первых в Средней Азии художественных музеев. Открытие музея состоялось в 1918 г., а основой его экспозиции стала коллекция князя Н. К. Романова.
В коллекции были произведения живописи, графики, скульптуры русских мастеров и мастеров Западной Европы, изделия из фарфора, бронзы, мебель.
Вся история музея делится на несколько периодов.
Первый период начался с момента основания и продолжался до 1924 г. За это время музейная коллекция достигла 500 единиц хранения. Первым директором музея был М. Вербов – художник-реставратор, работавший еще у самого князя.
В 1919 г. во главе музея стал уроженец Ферганы, живописец А. Волков. В этот период в фонд музея поступали в виде даров произведения искусства из фондов Москвы и Санкт-Петербурга. Коллекция пополнилась такими замечательными работами, как «Портрет Оболенской» В. Тропинина, «Вид Везувия с моря» А. Боголюбова, «Версальский парк» А. Бенуа, «Портрет дамы в голубом» К. Гуна.
Были среди даров и произведения русских авангардистов – К. Малевича, Л. Поповой, В. Кандинского и др. Некоторое время, с 1929 по 1934 г. музей находился на консервации и вновь открылся в 1935 г. В это время он назывался «Узбекистанский Музей искусств».
Во второй период, продолжавшийся с 1935-1941 гг., профиль музея был уже определен, и основная роль в формировании фондов принадлежала узбекскому национальному искусству. Для этого необходимо было провести собирательскую работу, которая началась с того, что научные сотрудники музея стали посещать места, где можно было купить художественные изделия народных мастеров.
В результате этой работы были собраны вышивки, чеканные изделия, рукописные книги, шедевры архитектурного декора. Постепенно, к 1939 г. такие экспедиции охватили все районы Узбекистана.
В годы Отечественной войны задача музея заключалась в сохранении драгоценной коллекции и была успешно решена.
Период с 1945 по 1952 г. был временем научной инвентаризации и изучения экспонатов. Шло дальнейшее накопление материала, появились новые произведения живописи и графики – это были картины Пьетро делла Веккья, Г. Кауфмана, Г Антониссена, А. Маньяско и др.
Экспозиции народного искусства занимали видное место и наряду с довоенным материалом включали произведения современных мастеров.
Помимо постоянных экспозиций, устраивались временные тематические выставки. С расширением международных связей коллекция музея пополнилась произведениями китайского и японского искусства.
После землетрясения 1966 г. часть фондовых коллекций находилась в селении Дурмен до 1973 г.
Новое здание музея было построено в центре Ташкента в 1974 г. Основные экспозиции занимают 56 залов.
Отделы музея
Экспонаты ташкентского музея разделены по отделам:
- Народно-прикладное искусство Узбекистана.
- Изобразительное искусство Узбекистана.
- Искусство России и стран Западной Европы.
- Искусство стран зарубежного Востока.
Отдел народно-прикладного искусства представляет как глиняную скульптуру раннекушанской эпохи I в. до нашей эры, так и более поздние культурно-исторические ценности. Посетители отдела могут познакомиться с фрагментами декора средневековых дворцов Самарканда, Ферганы, Бухары.
В отделе представлены вышивки, медно-чеканные изделия, роспись по дереву, ювелирные изделия, ковры, золотое шитье, художественная керамика.
Средневековые рукописные книги – шедевры каллиграфического искусства занимают особое место. Этот отдел в музее самый крупный и включает почти 50 % всех экспонатов.
Отдел Изобразительного Искусства в основном представлен картинами советских художников. Поскольку в исламе существуют определенные ограничения, то авторами большей части картин были атеисты и представители других религиозных конфессий.
В отделе Искусство России и стран Западной Европы основой является коллекция князя Романова. Здесь представлены не только картины, но и прикладное искусство России, Италии, Фландрии, Франции, Германии, Англии, Голландии.
В отделе Искусство Зарубежного Востока демонстрируются произведения искусства Индии, Китая, Японии, Кореи. Здесь собрана уникальная коллекция прикладного искусства. Она включает бронзовые изделия, резьбу по дереву, народные музыкальные инструменты, ткани, ковры, традиционную одежду, ювелирные украшения и др.
В китайскую коллекцию включены образцы фарфоровой посуды, скульптура из слоновой кости, свитки с вертикально нанесенными иероглифами, датированные XVII-XVIII вв.
Большой интерес в японской коллекции вызывает мебель с элементами из слоновой кости и перламутра, инкрустированная бронзой, очень хрупкий и прозрачный фарфор, миниатюрные фигурки-брелоки «нецке» из дерева и кости, фарфоровые статуэтки и др.
Корейская коллекция включает наборы для чайной церемонии, скульптурные композиции, написанные маслом картины и др.