Научные экспедиции
С середины XVIII века начался так называемый «Ломоносовский период изучения России», так как именно Михаил Васильевич Ломоносов был инициатором различных направлений изучения природы нашей страны.
Ему удалось обобщить материал исследований природы Севера России. Ломоносов составил схемы движения льдов, выдвинул идею «Северного Морского пути».
Ломоносову удалось добиться организации секретной полярной экспедиции В. Я. Чичагова.
Ломоносов предпринял попытку выделить на территории России экономические район. По его инициативе были собраны богатые коллекции минералов. Также была организована разведка полезных ископаемых.
Во второй половине XVIII века Российская Академия Наук организовала несколько экспедиций с целью изучения азиатской части страны.
В 1819-1821 гг. была организована первая русская антарктическая экспедиция под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева, в результате которой была открыта Антарктида. Раньше Антарктида была для русских исследователей «белым пятном». Еще английский мореплаватель Джеймс Кук говорил, что на юге должна быть земля, но ему не удалось ее найти, хотя он несколько раз пересекал рубеж Южного полярного круга.
В ходе экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева проводились метеорологические наблюдения за температурой воздуха, ветрами, осадками, облачностью.
Полученные данные позволили Беллинсгаузену сделать вывод об особенностях климата Антарктики. Исследователи подготовили очень точный картографический материал. Это подтвердили и другие путешественники.
На карте были обозначены новые географические объекты – море Беллинсгаузена, остров Петра I, остров Лазарева, полярная станция «Мирный» и другие.
Археологические раскопки
Ко второй половине XVIII века российские археологи уже овладели всеми методами исследования археологических памятников. Об этом свидетельствует четырехтомный труд И. И. Лепехина «Дневные записки путешествия Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства в 1768-1772 гг.».
Отличительной особенностью этого периода было расширение круга исследуемых археологических памятников. Ученые приступили к изучению памятников архитектуры и эпиграфических памятников.
Так, Мессершмидт скопировал «рунические» знаки на Хакасских изваяниях (письменность тюрков Енисея). Лепехин изучал Болгарское городище, собрал и опубликовал переводы 50 арабских и армянских эпитафий с городища.
Иначе стали объяснять находки, сделанные ранее. Теперь археологи отождествляли огромные кости с вымершими мамонтами, а не с великанами, а каменные наконечники копий, стрел сравнивали с оружием предков.
На смену раскопкам приходят исследования древних памятников. Археологи стали внимательнее относиться к изучению конструктивных особенностей памятников, выяснять, для чего их использовали в древности. В процессе экспедиции все наблюдения записывались.
Мессершмидт делал зарисовки курганов. Рычков и Зуев снимали планы городищ, зарисовывали найденные артефакты. Стали появляться первые археологические публикации.
В 1724 году был издан большой свод под названием «Древности, объясненные и представленные в картинах». В этом исследовании описано 40 тыс. античных памятников искусства и быта, а также Западной Европы и Востока.
Благодаря этому изданию в обществе усилился интерес к древностям.
В XVIII веке люди уже не доверяли сказаниям и легендам при анализе археологических памятников. Так, используя этнографические данные, археологи пытались определить принадлежность древних захоронений скифам, сарматам или средневековым народам. Благодаря анализу материалов культуры камчадалов и других народов, ученым удалось выяснить, для чего использовались «громовые стрелы».
В XVIII веке в результате экспедиций Мессершмидта, Миллера, Гмелина и Палласа была исследована Сибирь. Также были получены данные по Поволжью и Уралу (Рычков, Паллас, Гмелин), отчасти Кавказу. Средняя Россия была мало изучена, а именно в этой части страны и находились русские археологические памятники.
В XVIII веке появился новый вид деятельности – комплексные экспедиции, в ходе которых отрабатывалась методика археологических исследований.
Это было время правления императрицы Екатерины II, время «Просвещенного абсолютизма». Тогда получили широкое распространение идеи французского Просвещения, что способствовало развитию наук.