Теофиль Омоль
Теофиль Омоль – французский ученый-археолог и эпиграфист, родился 19 декабря 1848 г. в Париже. После окончания Высшей педагогической школы в 1874 г. он получил ученую степень по истории, но полностью хотел посвятить себя археологии.
Археолог А. Дюмон – соотечественник Теофиля, в 1873 г. основал филиал Французской школы в Афинах и пригласил молодого ученого следить в течение года за раскопками в Остии. Омоль по результатам своих наблюдений написал очерк о недавних открытиях, но его не опубликовали.
Дюмон, став директором французской археологической школы в Афинах, в 1875 г. пригласил Теофиля к себе.
Начиная с 1846 г. французская археологическая школа проявляла интерес к острову Делос – на этом острове когда-то находилось святилище Аполлона. В некоторых местах острова раскопки уже велись членами археологической школы – так был раскопан западный склон Кинфской горы, частично была расчищена ее вершина.
Руководитель школы, Дюмон, в 1876 г. отправляет Омоля на Делос для установления места дальнейших раскопок. Сам же он предполагает, что храм Аполлона должен находиться между морем и горой Кинф. Античные руины острова были настолько необъятны, что Дюмон испугался больших затрат на раскопки при скоромном бюджете археологической школы.
Посмотрев на все своими глазами, Омоль высказал сомнение по поводу необходимости там раскопок, но Дюмону удалось его переубедить.
Изучая карту предыдущих экспедиций, Омоль обратил внимание на обозначенное поле руин под названием Мармара, что означало «мрамор». На этом основании Омоль предположил, что именно это место на острове должно соответствовать главному святилищу бога.
В 1877 г. Омоль приступил к расчистке южной и западной стороны крупного храма, который был известен как «Большое святилище Делоса». От него два пути, идущие параллельно, были проложены к западному побережью острова. На одном пути обнаружили Ойкос наксоссцев, а на другом – Поринос Наос.
Изучение этих античных святилищ полностью было завершено в 1878 г. Во время раскопок были обнаружены изваяния Никандра Наксосского, статуя Ники, зонтообразные акротерии, храм афинян.
Археологические раскопки на острове были продолжены в 1879 г. и привели к открытию южных пропилей, которые вели к храму Аполлона, «Южного Портика», ведущего к пропилеям. В ходе работ был обнаружен портик македонского царя Филиппа V.
После этих находок Омоль еще раз отправляется на остров в 1880 г. для того, чтобы сделать более точные картографические планы тех мест, где раскопки велись раньше. Обследование места завершилось тем, что в восточной части острова совсем неожиданно был обнаружен делосский пританей, агора делоссцев.
Его докторская диссертация, представляющая собой труд об эволюции изваяний Артемиды, начиная с древнейших времен, была защищена в 1885 г. После возвращения во Францию в 1890 г. он становится директором археологической школы в Афинах.
Будучи умным переговорщиком, Омоль сумел получить необходимое финансирование и разрешение на проведение раскопок в Дельфах.
Остров Делос
Письменные источники говорят о том, что Делос был важнейшим общегреческим святилищем. Именно на этом острове, согласно мифу, родились Аполлон – самый «греческий» из богов, и его сестра-близнец – Артемида – богиня Луны.
Рисунок 1. Остров Делос. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В Делосское святилище приходили паломники со всего греческого мира. Развитию острова способствовало его благоприятное географическое положение – пересечение путей из материковой Греции и Малой Азии.
Сегодня на острове, площадь которого 6,85 кв. км, постоянно живут только археологи и ученые. В далеком прошлом его первыми жителями были карийцы и финикийцы – догреческие племена, о которых мало что известно. В конце XV в. до нашей эры сюда прибыли микенцы и обосновались в небольшой морской долине, поняв, что здесь безопасно.
Святилище Аполлона организовано было в VIII-VII вв. до нашей эры и в архаическую и классическую эпохи достигало своего наивысшего расцвета. Небольшие домики и земельные участки вокруг святилища появились с конца V в. до нашей эры. Однако сам город получил свое развитие только через несколько десятилетий.
На этом маленьком острове в 90 г. до нашей эры проживало 30 тыс. человек. Афиняне и римляне составляли большую часть жителей, но также здесь жили люди и из Пелопоннеса, Македонии, из Центральной и Западной Греции, Фракии, с берегов Черного моря, Херсонеса, Ионии, Кипра, Египта и др.
Все они усвоили греческий стиль жизни и мирно сосуществовали, почитали богов, работали, развлекались, их дети вместе учились и занимались на одних и тех же палестрах.
Делос дважды был разграблен и разрушен. Первое разрушение было осуществлено Понтийским царем Митридатом, воевавшим с римлянами в 88 г. до нашей эры.
Второе случилось в 69 г. до нашей эры – это были пираты, союзники Митридата под предводительством Аполлодора. После их набегов остров пришел в упадок и был оставлен жителями.
С момента упадка острова многие статуи были перевезены в музеи Греции, а мраморные детали древних зданий использовались в качестве строительного материала на соседних островах.
В начале XX в. под руководством М. Олло начались раскопки на острове. Бескорыстную финансовую помощь в этом вопросе оказал герцог де Люба.
Следующий этап интенсивных раскопок пришелся на 1958-1975 гг. В раскопках самое активное участие принимала археологическая служба Греции и Французская археологическая школа.
Древние Дельфы
На обширном плато в северной части Центральной Греции расположены Дельфы. Это склон горы Парнас, включающий Святилище Аполлона, местонахождение древнего Оракула.
Рисунок 2. Дельфы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Город во времена классики стал важным центром поклонения богу Аполлону.
Самые древние находки, обнаруженные в пещере Корикейо в районе Дельф, относятся к эпохе неолита. Затем вплоть до 1550 г. до нашей эры, по всей вероятности, эта местность была необитаемой. В начале микенского периода здесь поселились ахейцы из Фессалии и основали город, который был заброшен в конце микенского периода.
На протяжении 4 столетий в этом районе не возводилось никаких сооружений, поэтому археологический находки той эпохи были минимальными и фрагментарными. В конце VIII в. до нашей эры в дельфах возобладал культ Аполлона, и началось возведение святилища. Были построены первые каменные храмы, посвященные Аполлону и Афине.
Также дельфийцы поклонялись Артемиде, Дионису, Гермесу, Зевсу, Посейдону и др. Систематические раскопки в Дельфах начались во второй половине XIX века, в 1892 г. Руководили раскопками Теофиль Омоль и Французская археологическая школа Афин.
Продолжались эти «Великие раскопки» 10 лет и закончились созданием первого музея на этой территории. Исследования не прекращались и в последующие годы.
Некоторые найденные памятники были отреставрированы. В 40-е годы XX в. греческие ученые продолжили начатую работу в районе ниже Кастальского источника и обнаружили целый комплекс зданий. Все они группировались вокруг святилища Афины Пронайи.
В ходе Великих раскопок ученые обнаружили архитектурные элементы раннехристианской базилики V века – в это время Дельфы были резиденцией епископа.
К постримским постройкам относятся восточные термы, дом с перистилем, римский рынок, вилла западного портика, большой резервуар. За пределами города разбросаны некрополи, особенно выделялась юго-восточная роскошная вилла, построенная за пределами святилища мечети Аполлона. Здесь были обнаружены даже импортные предметы роскоши, например, маленький жемчужный леопард сасанидского происхождения. Сегодня он находится в археологическом музее Дельф.