Научные факты
Факты – это явления и события окружающего мира, которые непосредственно воспринимаются с помощью органов чувств.
Рисунок 1. Научный факт. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Их противопоставляют гипотезам и теориям, которые опираются на рациональное мышление. В основе любого научного исследования лежат факты, однако их так много, что без анализа, классификации и обобщения тенденции развития явлений и процессов реальной жизни, их невозможно предвидеть и в них разобраться.
Исходя из этого, важной стадией научного исследования является классификация и систематизация фактов.
Однако противопоставление фактов гипотезам и теориям несостоятельно в методологии науки, потому что:
- факты – отображение на эмпирическом уровне познания объективно существующих реальных явлений и событий;
- правильно интерпретированы и поняты они могут быть только в рамках теоретического познания;
- точное знание фактов является основой всех форм теоретического мышления, начиная от понятий, кончая законами и теориями;
- на основе фактов, которые могут быть получены с помощью экспериментов, наблюдений, практики, осуществляется проверка научных обобщений, теорий и гипотез.
Факты и теоретические построения науки имеют глубокую диалектическую взаимосвязь, которая часто выражается термином «нагруженность» факта теорий.
Разрешить парадокс теоретической нагруженности фактов можно следующим образом – в формировании факта участие принимают знания, которые независимо от теории проверены.
Факты являются стимулом для образования новых теоретических знаний, которые при их достоверности, снова принимают участие в формировании новейших фактов.
По отношению фактов к теории в истории научного познания и философии встречаются два взгляда, которые являются диаметрально противоположными. Более всего распространена точка зрения, подчеркивающая определяющее значение фактов.
Защитниками этой точки зрения являются представители разных направлений эмпиризма и позитивизма, считающие, что реальные факты – это надежный источник научного знания и даже фундамент научного познания в целом.
Точка зрения чистого рационализма получила меньшее распространение. Суть этой точки зрения в том, что она подчеркивает приоритет теории и мышления над фактами.
При проверке гипотез и теорий очень большая роль отводится анализу фактов, их классификации и систематизации. Эйнштейн А. считал, что сами по себе факты не ведут к научному познанию. Собрание эмпирических фактов не может привести к установлению законов и уравнений без «деятельности ума».
Научные факты, считал В. И. Вернадский, составляют главное содержание научной работы и научного знания. Они, при их правильном установлении, общеобязательны и бесспорны.
Обобщение научных фактов
В научном познании роль фактов двоякая:
- во-первых, они являются эмпирической основой для выдвижения гипотез и построения теорий;
- во- вторых, они имеют решающее значение в подтверждении или опровержении теорий.
Если некоторые факты расходятся с теорией, это еще не значит, что ее надо отвергнуть. В том случае, когда все попытки устранения противоречий между теорией и фактами оказываются безуспешными, можно сделать вывод о ложности теории.
Любая наука, независимо от того, нравятся или нет ей факты, должна их признавать.
Обобщение – это способ выделения общих свойств, связей, закономерностей какой-либо предметной области переходом на более высокий уровень абстракции.
Обобщение является эффективным способом расширения и развития научного знания. В процессе обобщения участие принимают все общенаучные методы и исследования – абстрагирование, анализ, синтез, индукция, дедукция, классификация, аналогия, моделирование и др.
Обобщения могут быть эмпирические и теоретические, исходя из поставленных задач и уровня исследования. Формально логическими методами построения логических выводов являются, прежде всего, индукция и дедукция.
Индукция – это переход от знания отдельных фактов к знанию общего, которое отражает существенную и необходимую связь или от частного к общему.
Правда, такое знание часто бывает недостоверным, а вероятным, потому что рассмотреть все факты и объекты затруднительно. Индуктивный вывод достоверным может быть только в случае полной индукции, т. е. тогда, когда все факты и объекты исследованы полностью, без исключения.
Частным случаем индукции является аналогия.
При переходе от общих предложений к частным речь идет о дедукции.
К методам обобщения научных фактов относится анализ и синтез. При анализе идет разложение целого явления или объекта на составные более простые части. Анализ дает возможность известные факты обобщить.
Разновидностью анализа является классификация, которая проводится, прежде всего, для того, чтобы можно было представить многообразие проявлений объекта, который изучается. Классификацию проводят по основаниям или признакам. Признаком может выступить качество изучаемого объекта или какая-то значимая его сторона.
Для структуризации какого-то множества объектов чаще всего используют классификацию.
Цель синтеза заключается в соединении отдельных частей, элементов, сторон явления, в воспроизведении связей отдельных частей и постижение целого в его единстве.
Анализ и синтез между собой имеют тесную связь. Без изучения целого, невозможно понять частей изучаемого объекта, потому что их функции в составе целого остаются неясными. Не зная структуры целого с помощью анализа понять это целое невозможно.
Фундаментальные знания
Фундаментальные знания в науке представляют собой небольшую часть на опыте проверенных научных теорий и методологических принципов, которыми в качестве руководящей программы пользуются ученые.
Рисунок 2. Фундаментальные знания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Остальное знание – это результат эмпирических и прикладных текущих исследований. Они пока принимаются как гипотетические схемы, интуитивные концепции и «пробные» теории.
Более углубленно изучают знания эмпирические науки, потому что знания получают в ходе материальной практики или контакте с действительностью.
На теоретическом уровне идет формулирование законов науки, благодаря которым можно объяснить и предсказать эмпирические ситуации – познание сущности явлений.
Теоретические знания всегда опираются на эмпирическую действительность. Относительно практики науки могут быть фундаментальные и прикладные.
Фундаментальные науки познают основные законы природы, общества и мышления. Прикладные науки занимаются практической реализацией результатов деятельности фундаментальных.
Результатом научной деятельности является производство знаний, а это специфическая форма человеческой деятельности и, естественно, будет отличаться от деятельности в области материального производства.
Материальное производство использует готовые знания, а главная и непосредственная цель науки – получить эти знания. Результат других видов деятельности человека задается до начала деятельности, т. е. известен заранее.
Научная деятельность создает начало приращения нового знания, а это значит, что именно наука революционизирует другие виды деятельности. Наука стремится к максимально обобщенному объективному знанию и развивает интеллектуальную сторону человеческого общества.
Ученые мира и всех времен сумевшие определить главные направления развития науки, оказали значительное влияние на мировоззрение и мышление своего времени.
Знание как результат познания действительности, проверенный практикой, отражается в сознании человека. Знание обладает главной функцией, смысл которой заключается в обобщении разрозненных представлений о законах природы, общества и мышления.
Познание имеет основную цель – достижение истинных знаний, которые реализуются в виде законов и учений, каких-то теоретических положений и выводов, существующих объективно, независимо от человека.