Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Неолитические памятники Прикаспия: хронология, типы стоянок, кремневая индустрия, керамика

Эпоха неолита

Замечание 1

Неолит – это эпоха в развитии человечества, которой завершился каменный век.

В этот период произошел переход от простейших орудий труда к более совершенным, люди осваивали технологию плавки металла. На смену присваивающему типу жизнедеятельности приходил производящий тип. Человек в эту эпоху активно занимался земледелием и скотоводством, начинал вести оседлый образ жизни.

Люди эпохи неолита. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Люди эпохи неолита. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Однако данная эпоха не имеет четких хронологических рамок – считается, что переход от собирательства к земледелию начался на Ближнем Востоке примерно 9500 лет до нашей эры. В Европе же эта эпоха наступила позже, и причиной тому являлись климатические условия, не совсем благоприятные для человека.

Люди в начале этого периода продолжали пользоваться каменными и деревянными инструментами, а во второй половине периода человек знал простейшие технологии выплавки металла и изготовления металлических орудий.

Климат неолита был похож на современный. Позже на европейскую часть нынешней России начали надвигаться скандинавские ледники, холоднее стало территории современных Германии, Польши и Франции.

Из орудий труда человек использовал топор, мотыгу, просверленные и шлифованные камни. Человек неолита занимался ткачеством, скотоводством, земледелием, охотой, рыболовством и собирательством.

Если в раннем неолите человек использовал кремень для изготовления орудий, то позже начало развиваться горное дело, позволявшее добывать камень для создания различных инструментов.

«Неолитические памятники Прикаспия: хронология, типы стоянок, кремневая индустрия, керамика» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В позднем палеолите благодаря совершенствованию технологии обработки камня появились стамески и топоры, колья, наконечники стрел, скреблы, кинжалы.

Появилась технология изготовления керамики и человек изготавливал посуду, а чтобы она была более прочной, глину подвергали дополнительному обжигу. Керамику обменивали на другую продукцию, особую ценность имели декоративные изделия с орнаментом и рисунком.

В неолите человек умел ткать и уже отошел от использования шкур животных в качестве одежды. Простейшие ткацкие станки с грузиками и пряслицами давали примитивные ткацкие изделия.

С появлением веретена в позднем неолите можно было уже изготавливать довольно качественную нить изо льна, хлопка, конопли и крапивы.

Наличие одежды давало возможность продвигаться в северные регионы, а это значит, что ареал обитания людей расширялся. Человек эпохи неолита вел уже более оседлый образ жизни, что нашло свое отражение в домостроительстве.

Археологами открыто большое количество жилищ на поселениях неолита, постройки были сделаны из того материала, который был в окружении человека.

Жилища южных районов строили из высушенного кирпича-сырца, в горах материалом для строительства был камень, в степной и лесостепной зоне плетеный каркас жилищ обмазывался глиной (мазанки, дошедшие до нашего времени).

Жители лесной зоны использовали землянки и полуземлянки с деревянными конструкциями.

Сероглазовская неолитическая культура Прикаспия

Граница между неолитом и энеолитом условна и зависит от избранных критериев оценки. Переход к энеолиту не является явлением одновременным. Культуры неолита и энеолита в течение какого-то времени сосуществовали.

Сероглазовскую культуру неолита Северного Прикаспия на раннем этапе представляют памятники типа Кугат 4 и Кулагайси, на среднем этапе – памятники каиршакского типа, а на позднем этапе – тентексорского типа.

Материалы Кугат 4 и Кулагайси немногочисленны, в каменных изделиях прослеживаются мезолитические традиции – пластинчатость, микролитичность, притупляющая ретушь. С другой стороны, благодаря новым типам орудия, прослеживаются неизвестные в мезолите высокие симметричные трапеции, ножи, скребла, скребки, керамика.

Памятники каиршакского типа Сероглазовской культуры наиболее полно изучены на стоянках Каир-Шак 1 и 3. Керамические комплексы стоянок говорят о развитии кугатских традиций. Сосуды по форме распределяются на две группы, и каждая группа имеет два варианта – открытые и закрытые баночные. Во втором варианте – слабо и сильно профилированные. Основная часть сосудов имеет украшения в виде прочерка с редкими наколами.

Из сложных орнаментов представлены ромбы, шевроны, треугольники. Орудия представлены скребками разных типов. Второе место по численности приходится на геометрические микролиты – сегменты, трапеции, треугольники.

Стоянки Тентексор, Же-калган 1 и Качкар-Стау относятся к позднему неолиту. Керамика, найденная на местах стоянок, представлена профилированными сосудами и сосудами баночной формы, т. е. разделена только на две группы.

Украшением керамики являются наколы, а композиции орнамента сочетают ряды зигзагов и линий, прямоугольники, ромбы, разные виды меандров.

Каменные орудия представлены скребками, затем геометрическими микролитами – трапециями со струганной спинкой. Эти микролиты не встречались на более ранних памятниках.

Каиршакские культурные традиции наследуют тентексорские, что хорошо проявилось в керамике – орнаментальные композиции сопоставимы и узнаваемы.

Просматривается эволюционное развитие и среди каменных изделий – преобладающими среди первичных заготовок стали отщепы, а среди микролитов доминируют трапеции со струганной спинкой.

Неолитические памятники Северного Прикаспия в своем происхождении и развитии не имеют принципиального отличия от развития стоянок орловской и джангарской культур.

Таким образом, точка зрения на неолит Северного Прикаспия, как поступательного развития одной сероглазовской культуры, вполне обоснована.

Джангарская и Орловская неолитические культуры Прикаспия

Джангарскую культуру Северо-Западного Прикаспия представляют памятники Ту-Бузгу-Худук 1, относящиеся к раннему неолиту. Средний неолит представлен двумя нижними слоями стоянки Джангар, а поздний неолит представлен верхним слоем Джангар и стоянки Ту-Бузгу-Худук 2.

Джангарская культура на раннем этапе представлена плоскодонными сосудами, сочетавшимися с остродонными. В глине сосудов заметна примесь песка и органические остатки. Сосуды по форме прямостенные и с прикрытым устьем. В орнаменте использованы овальные или треугольные наколы.

В нижнем слое Джангар есть аналогии керамики и орудий из камня – это разного типа скребки, резцы, ножи, острия, пластины с притупленным краем. Вся керамика плоскодонная, за исключением одного сосуда чашевидной формы с округлым дном.

Преобладающими были орнаментальные композиции из прямых линий и зигзагов. Сосуды аналогичны керамике каиршакского типа. Остальные орнаментальные композиции аналогичны нижнему слою Варфоломеевской стоянки.

Орудия представлены скребками, пластинами с ретушью, ножами, скреблами, остриями, наконечниками стрел. Из геометрических микролитов найдены сегменты с лицевой и двусторонней ретушью высокие и низкие формы трапеций, прямоугольники.

Что касается керамики, то она на позднем этапе сохраняет предыдущие технико-типологические показатели. В орнаментации иногда появлялась гребенка и сосуды с наплывом по внутренней стороне венчика. Широкое распространение получили шеврон, плетенка, сотовый орнамент.

Керамику Орловской неолитической культуры представляют 4 формы – прямостенная, с прикрытым устьем, слабопрофилированная, чашевидная.

В тесте глины есть примесь толченой раковины, а орнамент наносился прочерком и наколом. На разных этапах техника обработки камня оставалась практически неименной.

В производстве орудий преобладает пластинчатая техника расщепления. Стадиальные изменения прослеживаются для керамики и, прежде всего, изменения в технике нанесения орнамента – к верхнему слою, доля прочерченной керамики уменьшается от 33 % до 12 %. Орнамент в виде волнистой линии на верхнем слое есть у 12 % керамики, что встречается уже в энеолите. Форма сосудов тоже меняется.

Во втором слое Б встречается 7 % сосудов с прикрытым устьем, у которых на внутренней стороне венчика появляется орнаментированный наплыв. Таких сосудов в слое 2А уже 32 %. В верхнем слое появлялись сосуды с воротничками.

В комплексе каменных орудий довольно ярко изменения видны на геометрических микролитах.

Сегменты и трапеции обнаружены в нижнем слое. В слоях 2А и 2Б обнаружены сегменты и трапеции со струганной спинкой.

На части трапеции в слое 2А появляется по боковым сторонам дополнительная подработка. В верхнем слое сегменты единичны, но размеры трапеций со струганной спинкой увеличиваются.

Памятники орловской культуры сосредотачиваются на стоянках степной зоны – Кушумская на реке Б. Узень, Кумыска, Максимовка, Савинка, Борсы на реке Торгун, на реке Мерекень – стоянка Бубенцы и др.

Дата написания статьи: 10.11.2022
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot