Британский музей
Британский музей является одной из достопримечательностей столицы страны – Лондона. Основан он был парламентом империи в 1753 г. и стал центральным историко-археологическим музеем Королевства Великобритании и Северной Ирландии.
Музейная экспозиция насчитывает 94 галереи и тянется на 4 км. Музейными экспонатами послужили коллекции доктора Х. Слоуна, аристократа Р. Харли и антиквариата Р. Коттона.
Двери музея для широкой публики были открыты в 1759 г. Его коллекции состоят из разнообразных экспонатов, собранных по всему миру. Правда, не все они были получены законным и мирным путем.
Британия из своих доминионов вывозила артефакты в огромных количествах. И сегодня Греция и Египет просят вернуть их экспонаты, которые были вывезены во времена колониализма.
Золотая фибула
Золотая фибула из Британского музея – это драгоценная застежка для плаща, которая сопровождал короля Восточной Англии в загробный мир.
Специалисты предполагают, что этим королем мог быть Редвальд или Этельхер, погибший в битве в 656 г.
Рисунок 1. Золотая фибула. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Как предписывала древнегерманская традиция, король был погребен в большом деревянном корабле, находившемся внутри высокой земляной насыпи. В Британии это богатое захоронение не имело себе равных.
Обнаружено оно было во время раскопок кургана в графстве Суффолк, на берегу реки Дебен в 1939 г. Королевская гробница была наполнена золотыми украшениями, серебряной столовой утварью, отличным оружием и доспехами.
Особую ценность представляли круглый щит и меч с золотой рукояткой. Оружие было украшено гранатами.
Также в гробнице были найдены завернутая в бобровую шкуру шестиструнная лира, скипетр в форме оленя, наполненный золотыми монетами кошель. Монеты относились к временам правления Меровингов. Помимо того в могиле было много посуды египетского и византийского происхождения.
Богатые дары свидетельствовали о высоком статусе покойного и его боевых подвигах.
Техника выполнения фибулы – перегородчатая эмаль. Германские племена заимствовали ее у жителей Причерноморья во времена Великого переселения.
К драгоценной пряжке припаяны золотые нити, окаймляющие ячейки, заполненные темно-красной и голубой эмалью. Отшлифованные гранаты вставлены в углубления броши.
Края фибулы украшены стилизованными фигурками диких кабанов, умело вплетенными в «звериный орнамент», который был, любим северными народами раннего Средневековья. Две литых части пряжки соединялись вместе стержнем запора.
Здесь же был найден кошелек, украшенный орнаментом, похожим на тот, что украшал фибулу. Только его переплетения значительно сложнее и многообразнее.
В пряжке не было вставок из драгоценных камней, ее богатство обеспечивал филигранный орнаментальный мотив.
Фигурки фантастических чудищ угадывались на черненой поверхности фона – два монстра держали в разинутых пастях крошечного зверька. Это были характерные элементы для декоративно-прикладного искусства северных германских и англосаксонских народов.
Вполне возможно, что эти предметы имели какое-то магическое назначение. Народы раннего Средневековья видели окружающий себя мир как непрерывную схватку диких зверей, демонов и фантастических сил.
Золотая брошь Браганса
В музее Британии с 2001 г. хранится образец ювелирного искусства III века до нашей эры – это золотая фибула, на которой показана захватывающая история сражения.
Правда, о самом сражении ученым мало что известно. Эту золотую фибулу-брошь нашли на территории Португалии в XIX веке, но точное место и имена людей, нашедших клад, неизвестны.
Специалисты предполагают, что фибула, длина которой составляет 15 см, а высота – 5 см, была изготовлена иберийскими мастерами. На броши размещаются 4 головы зверей, но точно определить вид животных не представляется возможным.
Рисунок 2. Золотая брошь Браганса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Ученый, исследовавший брошь, считает, что некоторые ее элементы были добавлены в XIX-XX веке, потому что их проработка и стиль на общую технику не похожи.
Вероятно, что головы заменили новыми вместо утерянных или поврежденных. По шлему и мечу воина, изображенного на броши, археологи определили, что это кельтский воин. Такую форму носили галлы и кельты, а позже скопировали римляне.
Дугу броши украшают, похожие на волны, завитки, а центральная и нижняя часть покрыты затейливым орнаментом, крепление до наших дней не дошло.
Брошь принадлежала представителям династии Браганса и носит их имя. Нет никаких данных о том, как брошь попала в руки монархов.
По мнению ученых, фибулу приобрел Фердинанд II, который в 1837-1853 гг. управлял Португалией.
Большая часть драгоценностей короны в 1919 г. по наследству перешла герцогине Порту, племянник которой был последним королем Португалии. Позже герцогиня переехала в Америку и умерла там в 1941 г. Наследники герцогини все остатки ее коллекции распродали.
Золотую брошь приобрел ценитель древности, известный ювелир из Чикаго Уоррен Пайпер. Кроме броши он приобрел еще корону Анд.
Брошь Браганса в 1950 г. оказалась в коллекции бизнесмена Т. Фланнери, потратившего на этот артефакт все свое состояние. Он никому не показывал фибулу и наслаждался один ее красотой. И только в 1970 г. фибула была показана в Лондоне на выставке, а позже в Эдинбурге, где проходили мероприятия по кельтскому искусству. Брошь произвела настоящий фурор, к ней было приковано огромное внимание.
Коллекцией Фланнери в дальнейшем распоряжалась его жена Джоан и большая часть драгоценностей и предметов искусства была продана в 1983 г. на аукционе Сотбис. Однако среди лотов знаменитой броши не было, потому что Джоан берегла ее как память о муже.
В Британском музее она оказалась в 1993 г, когда ее владелица решила передать артефакт во временное пользование. Администрация музея делала неоднократные попытки выкупить бесценный артефакт и переговоры по этому поводу продолжались более 7 лет.
На аукцион Кристис брошь была выставлена 25 апреля 2001 г. и руководство музея смогло ее приобрести. Государство на приобретение этой броши потратило 1,5 млн. долларов.