«Мэри Роуз» – это флагманский парусник британского военного флота, затонувший в 1545 году.
Король Англии Генрих VIII Тюдор, правивший в те годы, назвал корабль в честь своей сестры Мэри (Марии Тюдор) и геральдического знака династии Тюдоров — розы. Длина судна составляла 37,3 метра, ширина — 11,4 метра, а водоизмещение – 500 тонн.
Рисунок 1. «Мэри Роуз». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Строительство «Мэри Роуз»
Строительство «Мэри Роуз» началось в январе 1510 года в Портсмуте. На воду судно было спущено в 1511 году. Корабль отбуксировали в Лондон, где его оснастили такелажем, настилом и вооружением.
Строительство корабля требовало большого количества материала. Объем древесины, необходимой для строительства, ученые подсчитали примерно, так как уцелела лишь треть судна. По одной из версий, потребовалось около 600 деревьев, в основном это были дубы, которые свозили со всей Южной Англии.
Самые крупные бревна, которые шли на строительство «Мэри Роуз», были того же размера, что и те, которые использовали для строительства кровель соборов в эпоху высокого средневековья.
В 1536 году «Мэри Роуз» была существенно перестроена. Если изначально водоизмещение корабля составляло 500 тонн, то после перестройки оно увеличилось до 700 тонн. Кроме того, у судна появился дополнительный ряд бортовых орудий.
Особенности конструкции корабля
«Мэри Роуз» была построена в стиле «каррак» с высокими «замками» на носу и корме и с низким поясом открытого настила посередине. Корпус ее имеет форму перекати-поля, которая обусловлена использованием корабля в качестве платформы для тяжелых орудий. Выше ватерлинии корпус постепенно сужается, чтобы распределить вес верхних орудий и усложнить абордаж. Для защиты от абордажа «Мэри Роуз» была снабжена большими запасами оружия ближнего боя.
Так как до наших времен дошла лишь часть корпуса, многие параметры судна определить невозможно.
Так как «Мэри Роуз была построена в период быстрого развития тяжелой артиллерии, она была снабжена как старыми, так и инновационными видами вооружения. На ней были и пушки из кованного железа, и пушки из литой бронзы.
Также на «Мэри Роуз» было ручное оружие: пики, клювы, кинжалы, мечи, луки и дротики.
Музей «Мэри Роуз» в Портсмуте
В Портсмуте (Великобритания) расположен музей, посвященный детищу Генриха VIII – «Мэри Роуз», флагманскому кораблю английского флота.
«Мэри Роуз» в течение 33 лет принимала участие в войнах против Франции, Шотландии и Бретани.
Судно затонуло в июле 1545 году в проливе Те-Солент. Фрагменты корабля были подняты со дна в 1983 году.
Отдельные детали, в частности, форштевень, были обнаружены лишь в 2003 году. В настоящее время они представлены в музее после проведения работ по консервации.
В течение долгих лет специалисты трудились над консервацией сохранившийся части корпуса «Мэри Роуз». В музее также представлены все найденные на корабле артефакты.
Посетители могут увидеть форштевень (изогнутую носовую оконечность корабля, продолжение киля), судовую помпу для откачки воды, якорь и многое другое.
«Мэри Роуз» затонула во время защиты острова Уайт от французов.
Катастрофа произошла внезапно: сильный порыв ветра накренил судно на правый бок, оно зачерпнуло воды и почти сразу оно стало тонуть. Предполагается, что корабль был перегружен артиллерией. На борту корабля находилось не менее 500 человек. Выжили лишь 35 матросов.
Консервация «Мэри Роуз» проходила в несколько этапов в специальном помещении с климат-контролем. В течение нескольких десятков лет останки корабля покрывались распыленной пресной водой при температуре не более 5 градусов Цельсия. Это позволяет предотвратить высыхание древесины и остановить бактериальную активность.
В 1985 году корабль установили вертикально, укрепили титановыми опорами и провели очистку отложений.
В 1994 году начался этап активной консервации, предполагающий распыление полиэтиленгликоля, водорастворимого полимера, который способен проникать глубоко в древесину.
В апреле 2013 года аэрозольные баллончики отключили. С тех пор в течение 4-5 лет «Мэри Роуз» находился в состоянии контролируемой воздушной сушки. Когда сушка завершилась, стены, которые окружали корабль, убрали, и посетители музея впервые смогли увидеть корабль воочию, а не через стекло.