Майкопский курган Ошад
«Ошад» – старинное название Майкопского кургана, который является памятником эпохи ранней бронзы.
Исследовала курган экспедиция археолога Н. И. Веселовского в 1897 г., а его раскопки стали началом исследования майкопской археологический культуры.
В наше время этого кургана не существует – он был уничтожен в начале XX века. Место кургана отмечено скромным памятником, воздвигнутым в 1972 г.
Рисунок 1. Мемориальный монумент. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
До начала раскопок курган представлял собой земляную насыпь округлой формы из материковой глины. Высота этой насыпи была 10, 65 м, а диаметр около 100 м.
Впускное погребение эпохи ранней бронзы, обложенное камнями, находилось на глубине 3,20 м. В погребении находился скорченный скелет, наконечник копья, серебряная спиральная подвеска, кусочки красной охры.
Центральную часть кургана занимала основная могила, окруженная известковыми плитами. Могила представляла собой яму, глубиной 1,42 м, длиной 5,33 м и шириной 3,73 м.
Яма имела вогнутые вовнутрь стенки и закругленные углы, ориентирована была с север-северо-востока на юг-юго-запад. В своем первоначальном варианте она была обложена деревом с врытыми четырьмя толстыми столбами по углам. Деревянными перегородками яма делилась на три неравные части. На дно ямы была насыпана галька в 1-2 ряда. Более мелкая и тщательно выложенная галька находилась в юго-западной половине вымостка.
Над деревянным перекрытием могилы находился слой земли и еще одно перекрытие, выходившее за пределы ямы и отличавшееся большими размерами.
Первое погребение, занимавшее юго-западную половину могилы, было главным и принадлежало знатному человеку. Скелет был в скорченном положении и лежал головой на юго-юго-восток. Руки подняты к лицу, и весь он был густо засыпан красной краской.
Золотые пластинчатые штампованные украшения в виде 37 львов крупных размеров, 31 льва более мелких размеров, 19 мелких быков, 10 двойных пятилепестковых розеток и 38 колец украшали одежду погребенного.
Рядом находились разной величины и формы золотые бусины и бисер. Череп покойного лежал на 2-х золотых лентах, рядом были 5 золотых ободков, 2 золотые серьги, несколько золотых кнопок.
Кроме украшений, на уровне коленей лежало 12 кремневых наконечников стрел, с опущенными вниз остриями, 17 вкладышей микролитов-сегментов, 2 золотых и 3 серебряных колпачка, имевших полусферическую форму.
На восточной стороне стенки в ряд лежали 17 сосудов – из них 2 были золотые, 14 серебряные, 1 каменный с накладным золотым горлом и крышкой.
В юго-восточном углу ямы находились каменный топор, плоский нож-кинжал с остатками рукоятки, 2 клиновидных топора, орудие длиной 10,2 см, кирка с круглой втулкой, топор-тесло с круглой втулкой, плоский бесчеренковый нож, два топора-долота, четырехгранное шило.
У западной стенки находились 8 однотипных глиняных сосудов. Тонкие полоски серебра лежали по всему дну могилы, среди них были найдены 2 бирюзовые подвески с золотыми ушками.
В восточной и западной камере могилы находились женские захоронения, которые лежали в той же позе, только окраска останков была слабее. В области черепа второго тела лежали массивные золотые кольца с сердоликовыми бусинами. У восточной стены стояли медные сосуды, а на полу лежали такие же полоски серебра.
При костяке третьего погребения имелись золотые и сердоликовые бусины. Большой керамический сосуд стоял в северо-западном углу, а на полу тоже полоски серебра.
Изображения на сосудах
Из 17 сосудов, лежащих на восточной стороне стенки главного захоронения, 14 были серебряными. На двух из них были изображения, выполненные в технике чеканки. Сосуды круглодонные и миниатюрные, с широкими горлышками, высотой 9,8 см. и 10,2 см.
Горлышко одного сосуда было деформировано, а горлышко второго расширялось кверху.
Ландшафт из трех горных цепей изображался на горлышке первого сосуда. Среди горных цепей особенно выделялись две горы с двуглавыми вершинами. Между гор изображены два дерева и, стоящий между ними медведь на задних лапах. Две реки, стекающие с гор, извиваясь, сливались в небольшое озеро на дне сосуда. Вода в реке показана угловатыми линиями.
На тулове сосуда в два ряда изображены животные. В первом ряду изображены, идущие друг за другом бык, лошадь и лев. Еще один бык стоит напротив первого быка.
Во втором, нижнем ряду изображены тоже идущие друг за другом козел, кабан, львица, баран. В устье реки плавает птица, а другая сидит на спине льва.
У второго сосуда изображения находятся только на тулове. У горлышка проходит полоса, изображающая реку – данный элемент выполнен гравировкой. Ниже на тулове сосуда шествуют звери – баран, бык, барс и опять баран и барс.
Из трех птиц, одна находится снизу между барсом и бараном, как будто тоже принимает участие в шествии животных. Вторая птица сидит на баране, а третья, похожая на хищную, сидит на барсе.
Внизу тулова сосуда находится сложная розетка, возможно, обозначающая озеро.
Рисунок 2. Украшения из Майкопского кургана. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Однако предметом спора ученых и главной загадкой стали 8 серебряных трубок, длиной 103 см. Четыре трубки не полностью, а на 1/3 часть были из золота с витым орнаментом.
Массивные фигуры быков насажены на чентырех трубках. На трубках с золотыми концами быки были золотые, а на серебряных – серебряные. Ученые не имеют общего мнения по поводу назначение этих трубок.
По мнению Б. В. Фараковского они играли роль стоек балдахина, но эта версия не была принята ученым сообществом. По версии М. П. Чернопицкого, трубки являлись знаками власти, тогда в кургане захоронен жрец или царь.
Историк В. А. Городцов увидел сходство между захоронениями шумерских царей Ура и майкопским захоронением.
Данное сходство приводило к мысли, что в майкопском кургане захоронен шумерский царь, потому что в окрестностях Майкопа кроме нескольких курганов подобных находок нет нигде.
Загадки Майкопского кургана
Большой загадкой является происхождение майкопского металла, в частности художественного и драгоценного. Ученые предполагают, что горный пейзаж, изображенный на одном из сосудов, передает вид на гору Эльбрус, а это значит, что все предметы захоронения имеют местное происхождение.
Однако есть и другое мнение, что изображения на сосудах и ювелирные украшения имеют свои аналоги в Северной Месопотамии, Трое и Египте.
Кроме майкопских памятников, на всем Кавказе больше нигде не присутствует «майкопский звериный стиль». Что касается поселений майкопцев, то они не являлись долговременными селищами, и там отсутствуют следы собственного металлургического производства.
Бусы из полудрагоценных цветных камней были привозными, а их материал говорит о торговых контактах с дальними регионами. Сердолик и бирюза, например, родом из Ирана, а лазурит из Афганистана.
Ученые обсуждают проблемы поставки изделий ремесленников Ближнего Востока на Северный Кавказ и роль Закавказья как территории расселения протомайкопцев.
Радиоуглеродная датировка Могилы вождя, проведенная Хансеном, показала, что возраст склепа оценивается 3700-3500 гг. до нашей эры. Данная оценка по сравнению с предыдущими старше на 1000 лет, а это значит, что именно майкопцы оказывали влияние на месопотамцев.
Могила является древнейшим свидетельством наличия металлических сосудов, а также самого раннего использования иконографии льва в геральдике правителя. Все это показывало, что Майкоп уже в первой половине IV тысячелетия сделал первые шаги к образованию государства.