Культура смоленско-полоцких длинных курганов – это археологическая культура, существовавшая в VIII-X веках. Ареал ее распространения охватывает поречье Западной Двины, западную часть Днепровско-Двинского междуречья, бассейны рек Уллы, Каспли и Березины.
Происхождение культуры
В VII-VIII веках длинные и удлиненные курганы сооружались в Полоцко-Витебском Подвинье и Смоленском Поднепровье. Эти сооружения сильно отличаются от псковских длинных курганов, поэтому археологи выделили их в отдельную группу памятников.
Кроме того, в захоронениях под насыпью находят своеобразный погребальный инвентарь, что также является основанием для выделения культуры смоленско-полоцких длинных курганов в отдельную археологическую культуру.
По мнению исследователей, толчок развитию культуры смоленско-полоцких длинных курганов дало перемещение населения с территории псковских длинных курганов. Это доказывает распространение в Смоленско-Полоцком регионе курганной обрядности с севера на юг.
Культура длинных курганов не охватывала всю территорию тушемлинской культуры, а только те ее земли, которые располагались по соседству с областью распространения псковских длинных курганов.
Проникновение носителей культуры псковских длинных курганов в полоцко-смоленские земли было связано с активизацией ильменских словен. Именно в тот период носители культуры сопок переселяются на значительную часть территории Ильменского бассейна.
Поселения и хозяйство
Население, родственное носителям культуры смоленских длинных курганов, в VIII -IX веках строило в Старой Ладоге малые постройки. Жилища отапливались печами-каменками, которые ставили в углу.
Основным занятием носителей культуры смоленско-полоцких длинных курганов было земледелие. В целом оно было пашенным в форме лугового перелога.
Люди предпочитали селиться в хорошо разработанных долинах рек. В основном их жизнедеятельность была сосредоточена в низкой части речных долин и озерных котловин на аллювиальных и делювиальных почвах.
Керамика и металлические изделия
Из керамических изделий, относящихся к культуре смоленско-полоцких длинных курганов, был найден только один «кувшинчик». Он был изготовлен на гончарном круге. На дне изделия имеется клеймо в виде креста в круге.
Кувшин имел красноватый цвет.
Для его изготовления мастер использовал плотное глиняное тесто, без примесей. Поверхность изделия гладкая.
По мнению некоторых исследователей, этот «кувшинчик» близок к посуде салтовского круга из смоленских длинных курганов, однако более точной информации, подтверждающей соответствие данной находки, в материалах Юго-Восточной Европы нет.
Среди металлических изделий, найденных в смоленских длинных курганах, можно выделить пряжки, фрагменты наборных ремней, пуговицы, бубенчики. А вот серьги и амулеты в погребениях отсутствуют.
Погребальные памятники
Основные памятники культуры смоленско-полоцких длинных курганов располагаются в долинах крупных рек, в поймах и на низких надпойменных террасах, на теплых склонах берегов рек и озер.
Обычно курганы сооружали рядом с селищами. Ученые обратили внимание на то, что вокруг Полоцка, который был западным центром смоленско-полоцких кривичей, курганов почти нет.
Погребальные насыпи имели удлиненную форму. С IX века форма курганов изменилась, они стали круглыми.
Умерших сжигали. Погребальный инвентарь крайне скуден. Дорогих предметов нет, отсутствуют и захоронения знатных людей.
Большая часть курганов находится на мягких почвах, в которых отсутствуют корни деревьев. Это говорит о том, что у носителей культуры смоленско-полоцких длинных курганов не было сельскохозяйственного инвентаря.
В мужских захоронениях археологи находили остатки сожженных костей лошадей.
Расположенные рядом с курганами поселения были временными. В их отсутствует культурный слой.
Курганные группы состояли из нескольких насыпей (до 15). В каждой насыпи было от одного до четырех захоронения. Это указывает на то, что у носителей культуры смоленско-полоцких длинных курганов не была развита интенсивная система землепользования.
Огненно-подсечное земледелие не играло большой роли с хозяйстве.
Практически все захоронения находятся вблизи поселений тушемлинско-банцеровской культуры.