Ахейские государства
В пределы Балканского полуострова в III-II тыс. до нашей эры с севера вторглись воинственные племена греков-ахейцев. С продвижением на юг они часть догреческого местного населения ассимилировали, а другую часть просто уничтожили.
Завоевание продолжалось длительное время, и с приходом ахейцев культурное и социально-экономическое развитие замедлилось. Правда во II тыс. до нашей эры появились боевая колесница и гончарный круг.
Об упадке говорят орудия, изготовленные из кости и камня и почти полное отсутствие орудий из металла. Предметы погребального инвентаря, на которых были изображены сцены кровавой охоты на львов, говорили о жестокости ахейских владык.
Упадок сменился подъемом в конце Среднеэлладского периода – это XVIII-XVII века до нашей эры. Поскольку уровень жизни был низкий, то это обеспечивало имущественное и социальное равенство, но военная демократия в конце XVII века до нашей эры сменилась военно-аристократическим строем.
Отдельные ахейские общины начали возвышаться, и материальные ресурсы концентрировались в руках могущественных вождей, которые затем превратятся в царей. Результатом стало возникновение первых ахейских раннегосударственных образований на Пелопоннесе, в Северной и Средней Греции.
На северо-востоке Пелопоннеса в Арголиде в XVI веке до нашей эры появляется Микенская цивилизация, охватившая Фессалию, Аттику, Беотию, острова Эгеиды.
Рисунок 1. Ахейская Греция. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На смену укрепленным поселкам пришли мощные каменные твердыни – цитадели, преобладавшие над сельской округой – это Микены, Тиринф, Пилос, Афины, Фивы, Иолк.
Ахейская Греция представляла собой множество отдельных царств, воевавших друг с другом. Главой ахейского государства был ванака, что означает царь, повелитель, а военачальник – лавагет, был ближайшим царским помощником.
Царское окружение было представлено военно-жреческой аристократией, а ступенькой ниже находились управленцы-бюрократы. Они занимались учетом и контролем поступления податей и исполнением повинностей. Писцы, инспекторы и ревизоры, курьеры тоже относились к бюрократии.
Каждое ахейское царство состояло из нескольких объединившихся общин, и земля делилась на царскую и общинную. В микенскую эпоху частной собственности на землю еще не было, дворцовые служащие и свободные общинники являлись держателями.
В ахейском обществе социальная структура состояла из чиновников во главе с лавагетом и простого народа – ремесленников и земледельцев, которые работали по заказу дворца. Оплату за свой труд они получали натурой. Рабы находились вне рамок общины.
В экономике ахейских государств преобладало скотоводство и примитивное земледелие по выращиванию пшеницы, ячменя, гороха, чечевицы, оливок.
В скотоводстве разводили быков, лошадей, свиней, овец, ослов. Металлообработка была представлена изготовлением орудий труда, оружия, гончарным делом, ткачеством, изготовлением ювелирных изделий.
Ахейская культура
Греческая культура формировалась в условиях первобытного строя, в раннеэлладский период. На ахейское общество большое влияние оказывал Крит практически во всех сферах жизни.
У минойцев ахейцы учились строительству водопровода и канализации, заимствовали отдельные виды оружия, учились технике фресковой живописи, копировали фасоны одежды и причесок. Греки-ахейцы переняли некоторые минойские религиозные культы и обряды, линейную письменность.
Подражание было настолько явным, что исследователи микенского общества считали, что Микены находились под полным политическим контролем Крита.
Своеобразие у балканских греков наметилось в 1600 г. до нашей эры, и это касалось в первую очередь архитектуры. Греческие зодчие выработали в архитектуре новые приемы и ахейские дворцы не были похожи на минойские.
Рядовые греки имели жилища, приспособленные для сурового климата. Они были небольшие по размерам, и вместо внутреннего двора был крытый большой зал – мегарон. В середине мегарона располагался очаг, одновременно служивший алтарем. Крепостные сооружения с толщиной стен 8-17 м были сложены из огромных глыб.
Ахейцы создали купольные гробницы, о которых минойцы ничего не знали. Ахейские камнерезы и художники имели свой художественный стиль, они отошли от тех канонов, которые были характерны для архаических культур древности.
Уровень их художественного творчества был очень высокий, о чем свидетельствует рельеф над крепостными воротами Микен, фреска из Тронного зала Пилосского дворца, с изображением музыканта.
Рисунок 2. Фреска из Пилоса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Богат был и духовный мир ахейцев – в памятниках XX-XII веков до нашей эры зафиксирована сложная система верований и обрядов. В основе греческой религии лежало обожествление сил природы и, прежде всего, ахейские земледельцы почитали культурные растения, поскольку от них зависела жизнь.
Верховным богом греков был дуб, которому они поклонялись. Этот могучий дуб, в котором обитал Зевс, и которому они поклонялись, находился в Додоне – это древний культовый центр. Кроме дуба они считали священными платан и пальму.
Поклонение животным – льву, козлу, некоторым птицам, приходилось на эпоху бронзы. Правда, поклонение божеству-животному у ахейцев не имело широкого распространения.
С наступлением бронзы они стали поклоняться антропоморфным божествам.
Сонм олимпийских богов представляли Зевс, Гера, Посейдон, Афина, Гермес, Артемида, Аполлон, Деметра и др. Весь ахейский пантеон полностью не известен.
Существовали специальные ритуалы, сакральной основой которых было жертвоприношение. Мелкий рогатый скот или птица приносились в жертву по малозначимым поводам, а в особо торжественных случаях в жертву приносили быка.
Были у ахейских греков и святилища, представленные на первом этапе домовыми, располагавшимися в мегароне дворца. Убранство их было скромное – сосуды и священные предметы для жертвоприношений, фигурки божеств.
В более поздний период появились сакральные здания – будущие храмы.
Таким образом, основы развития греческого общества были заложены микенской культурой эпохи бронзы.
Ахейское общество
Концентрация ахейской цивилизации происходила вокруг дворцов, открытых в Микенах, Пилосе, Тиринфе, Афинах, Фивах, Орхомене, Иолке. Все эти дворцы хорошо укреплялись и представляли собой настоящие цитадели.
Внешне они напоминали замки средневековых феодалов. Воинственные и жестокие ахейские цари были жадными до богатства других племен, поэтому предпринимали частые походы по морю и по суше. Возвращались, как правило, с хорошей добычей.
Говорить о структуре ахейского общества позволяет найденный архив. Его обнаружили в Пилосском дворце, в нем были документы хозяйственной отчетности на глиняных табличках.
После расшифровки этих документов стало известно, что в хозяйстве дворцов широко использовался труд многих и многих рабов – в основном это были женщины и дети. Они пряли пряжу, шили одежду, мололи зерно и др.
Основная часть трудящегося населения микенских государств была представлена земледельцами и ремесленниками. Формально они были свободными людьми, а фактически находились в большой зависимости от дворца.
Ремесленное производство тоже находилось в ведении государства (дворца). В табличках приводились сведения о том, сколько сырья было выдано ремесленникам, сколько продукции они должны изготовить.
Важнейшей задачей дворца был сбор податей, учитывалось все – количество получаемой государством продукции, какое количество было не сдано за прошедший год и др. Производился строгий учет урожая и прирост скота.
Таким образом, ахейская цивилизация, создавшая централизованное дворцовое хозяйство, была похожа на многие общества Древнего Востока. Конечно, это централизованное хозяйство полностью охватить экономику всех ахейских царств не могло.
У крестьян были свои небольшие частные хозяйства.
Найденные археологические материалы, надписи на табличках, мифы не освящают все стороны жизни ахейского общества, а источники, имеющиеся у исследователей, относятся к последнему периоду жизни дворцов.