Мостовая – это искусственный покров дороги, сделанный из твердых материалов, таких как дерево, камень, асфальт и т. д. Первые мостовые появились еще в древности. Известно, что дороги мостили камнем карфагеняне и греки.
Первые мощеные камнем городские дорогиделались в Риме. На Руси первые мостовые появились в X веке.
Мостовые в допетровское время
Первые мостовые на Руси были уложены в Новгороде. Причем конструкция древнерусских мостовых наглядно демонстрирует, что строители уже в то время имели большой опыт их возведения.
Это доказывают и археологические раскопки, в результате которых были обнаружены инженерные сооружения городского хозяйства, относящиеся ко времени возникновения первых городов. Об этом в свое статье «Мостовая» сообщает М. Семенова.
Древнерусские мастера выработали и наиболее рациональную конструкцию – вдоль улицы укладывали три продольные лаги: две по бокам, а одну посередине, сверху же настилали деревянные плахи, которые тщательно подгоняли друг к другу, чтобы не было щелей.
В XI веке за состоянием мостовых следили специальные мастера. В случае необходимости они их ремонтировали за определенную плату.
В ХVI веке в Москве все жители, вдоль чьих дворов проходили мостовые, сдавали деньги на их содержание.
Мощение улиц в XVII-XIX веках
В 1692 году Петра I издал указ, согласно которому любой человек, который приезжал в Москву, должен был привезти с собой три камня и сдать их у городских ворот.
Это было нужно для того, чтобы мостить улицы камнем.
В октябре 1714 года Петр I издал указ «…о привозе на речных судах и сухим путем на возах приезжающих к Санкт-Петербургу по определенному числу диких камней». В тексте указа было прописано, какое судно сколько и каких размеров камни должно было везти. Так, на судне нужно было доставить не менее 30 камней, на лодке – не менее 10. Если владелец судна привозил меньшее количество камней, то с него за каждый недостающий камень взимали три. Данный указ действовал до 1776 года.
Придуманный Петром I способ добычи камня для мощения улиц стали использовать в Одессе в первой половине XIX века. Власти приказали купцам и шкиперам вместо балласта привозить на судах камни.
В Москве первые мостовые появились в XIV веке. Потом для мощения улиц, согласно Земскому приказу XVI века, москвичи платили специальный налог.
Несмотря на то, что в Москве мостовые стали обустраивать раньше, она отставала в этом вопросе от Петербурга. Спустя четыре года после указа по Петербургу был издан московский указ, согласно которому домовладельцы стали закупать использовавшийся тогда для мощения «дикий» булыжник. Это был валунный камень из морских ледниковых отложений. Однако москвичи не торопились выполнять царский указ. Красную площадь замостили лишь к 1804 году.
Горизонтально расположенные волокна деревянных настилов не выдерживали действие вертикальных внешних усилий, например, удары, которые их дробили, трение колес.
Более прочными были каменные мостовые. Но доставка камня была довольно трудоемким процессом.
Действительный статский советник Василий Петрович Гурьев предложил технологию мощения улиц торцевыми деревянными шашками. Такие мостовые из шестигранных шашек-торцов появились в Петербурге.
В 1832 году таким образом выложили участок Невского проспекта — от Адмиралтейства до реки Фонтанки.
В начале 40-х гг. XIX века торцевые мостовые появились в Москве, а потом — в Лондоне, Париже и во многих других крупных городах Западной Европы и Америки.
Правда, такие мостовые нужно было часто ремонтировать. Из-за сильных дождей и наводнений мостовая вспучивалась, торцы потоками воды уносило в реки и море, в результате улицы приходилось настилать заново.
Более удобной, чем деревянная и булыжная, была каменная брусчатая мостовая. Обтесанные в форме параллелепипедов каменные бруски укладывали на слой щебенки, бетона или кварцевого песка толщиной от шести до десяти дюймов. Для сооружения такой мостовой использовали твердые породы камня, обычно песчаник или гранит.
Были и чугунные мостовые. Это был самый дорогой вид мостовых, но они были и самыми надежными. Чугунные плиты или шашки укладывались на основание, сделанное из щебня или бетона. Между собой их соединяли закраины или выступы.
Стоит отметить, что и у чугунной мостовой были такие же недостатки, как и у булыжной - при езде по ней пассажиров трясло, и сама поездка была довольно некомфортной.
Одно время чугунная мостовая была в Петербурге на участке Миллионной улицы и части Дворцовой набережной у Мраморного дворца. Подобная мостовая сохранилась в Кронштадте.