Арнольд Дж. Тойнби: биографическая справка
Арнольд Дж. Тойнби – английский историк, один из крупнейших философов истории XX века, автор цивилизационного подхода к истории.
Тойнби родился 14 апреля 1889 года в Лондоне. Его дядя был историком и экономистом, профессором Оксфордского университета. Он оказал большое влияние на формирование личности будущего ученого. Сам Арнольд Джозеф утверждал, что на формирование его взглядов повлияла также его мать, так как она относилась к первому в Англии поколению женщин, получивших высшее образование. Мать исследователя был историком.
Арнольд Джозеф Тойнби окончил Оксфордский университет. Он был профессором Лондонского университета, а также научным руководителем Королевского института международных отношений.
В период Первой и Второй мировых войн Тойнби работал в Министерстве иностранных дел, а также принимал участие в Парижских мирных конференциях, проходивших в 1919 и 1946 гг.
Тойнби написал огромное количество статей, лекций и заметок. Также он является автором философско-исторического труда «Постижение истории». Данную работу Тойнби начал писать в 1927 году. Итоги исследования подведены в 1966 году в книге «Изменения и привычки».
Цивилизационная концепция Тойнби
В понимании Тойнби всемирная история представляет собой систему цивилизаций, которые проходят одинаковые фазы от возникновения до гибели.
При этом, именно «западная цивилизация», для которой характерно единство культурного развития, начиная с периода Античности, по мнению Тойнби, должна сохранить в будущем лидирующие позиции.
Исследователь выдвинул критерии оценки цивилизаций: устойчивость во времени и пространстве, в ситуациях вызова и взаимодействия с другими народами.
По Тойнби, смысл цивилизации в том, что сопоставимые единицы (монады) истории проходят сходные этапы развития. «Творческое меньшинство» цивилизации формулирует ответ на вызов, который бросают природа, социальные противоречия и другие цивилизации.
Коммунизм, по Тойнби, это «контрудар», которые отбивает навязанные Западом в XVIII веке традиции.
Экспансия коммунистических идей лишь один из неизбежных ответов на противоречие «между западной цивилизацией как агрессором и другими цивилизациями как жертвами».
С идеями Тойнби соглашались американские политологи.
Будучи свидетелем гибели викторианской Англии, Первой и Второй мировых войн и распада колониальной системы, Тойнби утверждал, что Запад на вершине своего могущества вступит в противоречие с другими цивилизациями, которые не обладают достаточными ресурсами, чтобы не допустить распространения западных ценностей.
Он предсказывал, что в XXI веке самым главным Вызовом станут Россия, Китай и исламский мир.
В XXI веке там, где раньше существовали примитивные общества, возникло несколько цивилизаций. Археологические исследования дают возможность рассматривать процесс иссушения земель как Вызов, Ответом на который стало возникновение цивилизаций.
Общины охотников и собирателей афразийских саванн, несмотря на Вызов, не изменили своего образа жизни, поэтому вымерли. Те же, кто это сделал, и из охотников превратились в пастухов, стали кочевниками Аравийской степи.
Таким образом, в рамках концепции Тойнби жизнеспособность цивилизации зависит от способности или неспособности членов общества вовремя и правильно отреагировать на стимул к изменению. Главную роль в развитии цивилизации, по мнению исследователя, играют творческие личности, которые обладают такими качествами, как духовность, самодостаточность, сознательность. Кроме того, они обладают необходимыми знаниями, чтобы преобразовывать действительность.
Лучшими представителями общества становятся в результате большой внутренней работы, поэтому их всегда мало, но именно благодаря им происходят необходимые изменения, позволяющие вывести общество на новый уровень развития.
С течением времени результаты внутренней работы творческого меньшинства переносятся в сферу социокультурных отношений. Это говорит о росте цивилизации.
Все остальные члены общества приобщаются к их идеалам и справляются с Вызовом. Признаком того, что цивилизация погибает, является смена творческого меньшинства правящим меньшинством.