Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Керамический комплекс древнерусских ювелиров

Древнерусская керамика

Хоть керамика и является самым массовым материалом на славяно-русских археологических поселенческих памятниках, однако, степень изученности ее разная.

Одна из методических проблем изучения коллекций керамики связана с единой терминологией – тип посуды, формы венчиков, конструктивные части и др. С одной стороны, существует большое количество керамического материала, а с другой стороны, общепринятая терминология для этого источника еще не разработана. Чтобы описать конструктивные элементы сосудов и их формы ученые используют разные подходы.

Были сделаны попытки применения математических методов в археологических исследованиях для выделения деталей форм и их названий. Однако у их авторов не всегда были четкие определения, а это приводило к определенным сложностям.

В терминологии для обозначения размеров сосудов также не было единого мнения. Археологи руководствовались своим опытом и своим видением при отнесении сосудов к «малым», «средним», «большим».

Проблема типологии связана с отсутствием единой методики в обработке информации. Общепризнанная концепция систематизации русской глиняной посуды все еще отсутствует, и исследователи вынуждены выполнять ее классификацию, исходя из конкретных целей и задач. Первыми, кто разработал типологию русской посуды из культурных слоев Москвы, были М. Г. Рабинович и Р. Л. Розенфельдт.

Древнерусская керамика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Древнерусская керамика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Типологию нижегородской древнерусской керамики разработал Н. Н. Грибов. Он показал на основании эксперимента, как создается форма сосуда. Конструктивно-технологический подход был предложен В. Ю. Ковалем. Суть этого подхода заключается в представлении морфологии верхней части сосуда как двухуровневой системы. К первому уровню относится конструкция венчика, а ко второму – оформление его края.

«Керамический комплекс древнерусских ювелиров» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Классификация керамики Мангазеи – первого русского города XVII в., находившегося за Полярным кругом на территории Сибири, была предложена О. В. Овсянниковым. Анализируя состав, качество глины и обработку внешней поверхности сосуда, он выделил три группы керамики.

Функциональный принцип использовал А. Н. Голендеев в построении типологии глиняной посуды русских в Иркутской области.

По материалам русских поселенческих комплексов Омского Прииртышья Л. В. Татаурова создала типологию глиняной утвари. При этом она использовала этноархеологический подход на основе назначения и применения посуды.

В построении систематизаций керамики XVII-XVIII вв. исследователи Сибири отталкивались от материалов древнерусских памятников, и это было проблемой.

Керамика и посуда славян

Славянская керамика, датируемая X и XI вв. несложна, но довольно интересна. Она представлена хорошо обожженной посудой в форме горшков без ручек, сделанных на гончарном круге. Иные формы встречаются редко, например, форма кувшина с узким горлом, с отогнутым венчиком.

Под венчик наносили характерный орнамент – повторяющиеся горизонтальные прямые или волнистые полосы иогда ряд врезанных косых линий, точек, кружков.

У более молодой посуды отогнутый венчик сильнее профилирован и более развит.

Гончарное клеймо, как правило, находилось на дне сосуда. Под славянской керамикой археологи подразумевают городищенский тип. Этот тип керамики встречался на обширной территории от Майна и Дуная до Ладожского озера на севере России.

Древняя славянская керамика VI-VIII вв. в основном была в форме высокого горшка без отогнутого венчика.

Специальные гончары упоминались в Новгородской летописи X в.

Для производства посуды кроме глины использовали и другие материалы, например, ритоны для питья делали из рогов тура и оковывали серебром, посуда из металла изготавливалась редко, в отдельных случаях встречалась посуда из стекла. Поскольку до X в. славяне не изготавливали стеклянных вещей, то посуда из стекла была завозная.

Эволюция русского ювелирного искусства

На Руси ювелирное искусство существовало с глубокой древности. Большое количество украшений времен скифов было обнаружено во время археологических раскопок, что является свидетельством высокого мастерства древних людей в этой сфере.

Среди найденных предметов – ожерелья с перегородчатой эмалью, височные кольца, застежки-фибулы, шумящие подвески, имеющие форму коней и птиц, самые разнообразные браслеты и др. Назначение ювелирных изделий в то время имело двойственный характер. Они использовались и как украшения, и как визитная карточка владельца. По ним определяли социальный, племенной или родовой статус человека.

С помощью амулетов люди старались себя уберечь от злых духов и вырезали на них магические знаки. Первое время материалом для них служили бронза и медь, а позже талисманы изготавливали из серебра и золота.

На изготовление диадем, брошей, колье, цепей, височных украшений, пряжек, заколок тоже шли благородные металлы. Из всех украшений на Руси самыми популярными были перстни и кольца. Уже с VIII столетия для их изготовления использовали золото и серебро в сочетании с эмалью и драгоценными камнями – рубином, сердоликом, изумрудом, кораллами, жемчугом и перламутром.

Типы серег были различны – встречались одинцы, двойчатки, тройчатки, отличавшиеся стержнями с нанизанными на них бусинами-камешками. Интересными были шляпочные серьги, которые, как правило, прикрепляли к головному убору.

Особой разновидностью украшений были рясы (рясны), их особенность заключалась в том, что на длинные ленты или нити нанизывали жемчуг.

Для изготовления ювелирных изделий мастера Древней Руси пользовались разнообразными техниками изготовления, среди них хорошо известные зернь, скань, чеканка, литье, чернение по серебру. Не граненые камни, которые обрабатывались в форме кабошонови эмаль часто служили декоративной отделкой украшения.

Русское ювелирное искусство. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Русское ювелирное искусство. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Чернение у древнерусских ювелиров было излюбленной техникой. Ряд ученых считают, что эта техника была хазарским наследием. Чернь представляет собой сложный сплав меди, серебра, олова, серы и некоторых других составных частей. Чернь создавала фон для выпуклого изображения и наносилась на серебряную поверхность.

При изготовлении створчатых браслетов-наручей чернь использовали как украшение. В московском Государственном историческом музее хранится несколько десятков таких браслетов XII в. На браслетах хорошо различаются фигуры танцовщиц, музыкантов, орлов, фантастических чудовищ, воинов. Сюжет этих рисунков близок к язычеству и далек от христианских представлений.

Довольно много сохранилось нагрудных крестов-энколлионов. Состояли такие кресты из двух створок, а между ними помещались частички мощей святых. Створки обычно украшало литое, черненое или резное изображение Богоматери с Младенцем.

Очень много заказов ювелирные русские мастера получали в XVI-XVII вв. от царской семьи, дворянства, столичного боярства, высшей церковной иерархии.

Оформление ювелирных украшений отличалось большой пышностью и исключительной роскошью. Яркие драгоценные камни, обрамленные цветными, черненными, чеканными эмалевыми элементами инкрустировали серебро и золото.

Дата написания статьи: 22.05.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot