В VIII–IV вв. до н. э. в Древней Греции процветало гончарное ремесло. В каждой местности были свои собственные стили керамики, например:
- коринфский,
- аттический,
- апулийский.
Все изделия ярко расписывались. Многие вазы, созданные в тот период, представляют собой настоящие произведения искусства.
На основании большого количества керамических ваз археологи выделяют следующую периодизацию стилей:
- геометрический стиль (IX-VIII вв. до н.э.);
- ориентализирующий стиль (VII в. до н.э.);
- чернофигурная живопись (VI в. до н.э.);
- краснофигурная живопись (V-III в. до н.э.).
Наибольшее распространение в Греции получили чернофигурная и краснофигурная роспись.
Чернофигурная роспись предполагала изображение фигур черным лаком, фоном при этом служила подкрашенная охрой глина, из которой изготовлялся сосуд. Мелкие детали на черных фигурах процарапывались с помощью специального инструмента. По легенде, чернофигурная роспись появилась тогда, когда влюбленная девушка, обвела тень фигуры своего возлюбленного.
Секрет этой техники не раскрыт до сих пор.
Краснофигурная роспись появилась в конце VI в до н.э. В этой технике фигуры сохраняют красный цвет обожженной глины, а фоном при этом выступает покрытая черным лаком поверхность посуды. Детали художник прорисовывал с помощью кисти, благодаря чему рисунок получался легким и живописным, а фигуры - более пластичными и естественными.
Художники-вазописцы часто изображали бытовые и шутливые моменты, а также сцены из повседневной жизни.
Сцены военных походов и сражений
Война была одной из любимых тем древнегреческих вазописцев.
В архаический период изображения военных сцен в греческом искусстве было очень популярно. Например, на краснофигурной вазе Ареццо, найденной в 1465 году, изображена амазономахия – битва древнегреческих героев с амазонками.
В греческом обществе того времени превозносилась военная доблесть. Участие в битве позволяло грекам прославиться, а владение тем или иным предметом искусства, изображающим войну, демонстрировало богатство и элитарный статус его обладателя.
В архаический период многие художники изображали гоплитов. Изображения с фалангами гоплитов дают историкам возможность понять, как греки использовали их в бою.
Одно из самых известных изображений фаланги гоплитов находится на именной вазе художника Чиги (в другой транскрипции – Киджи).
Спортивные состязания
В сознании греков идеал человека предполагал гармоничное сочетание совершенных душевных и физических качеств. Неотъемлемой частью воспитания эллинов были спортивные упражнения, способствующие здоровому телосложению, укреплению силы и ловкости.
Поэтому на вазах часто изображали атлетические упражнения и игры. Это говорит о том, что атлетические состязания и связанные с ними обычаи играли важную роль в жизни греков.
Сохранилась чернофигурная ваза, изготовленная в Афинах около 530 года до н. э., на которой изображено состязание в беге.
Музыка и танцы
Музыка и танец издавна являлись средством воспитания, поэтому обучение этим искусствам получило широкое распространение в странах Древнего мира. Наивысшего расцвета танцевальное искусство достигало в Древней Греции. Танец у эллинов был не только частью культа, но и средством воспитания (например, «пиррихи» — военные атлетические танцы спартанских юношей, способствовали гармоническому развитию тела).
О характере искусства танца в Древней Греции рассказывают многочисленные изображения танцовщиков и танцовщиц в вазописи.
Росписи греческих ваз часто изображают куртизанок (гетер), танцующих под звуки флейты, а зрители в это время наблюдают за танцем и даже присоединяются к нему.
Греки считали, что танцы людям послали боги, поэтому связывали хореографическое искусство с религиозными церемониями и церемониями поклонениями.
Колесницы и корабли
Еще одним популярным сюжетом у греческих художников были сцены, изображающие колесницы и корабли. Езда на колесницах и мореплавание тоже являлись распространенными занятиями у эллинов.
По сохранившимся рисункам на вазах видно, что на каждой колеснице находились два человека. Один из них управлял лошадьми, а другой стрелял из лука.
Также древнегреческие мастера часто изображали корабли и мореплавателей. Сохранилась греческая ваза VIII века до н. э. с изображением боевого корабля. Это dikrotos, судно с двумя рядами весел и, возможно, первое греческое изображение такого судна.
На внутренней поверхности греческих ваз тоже иногда изображали корабли, плывущие по морю. Сохранился чернофигурный кратер из собрания нью-йоркского Метрополитена с изображением кораблей и резвящихся рядом дельфинов.
Еще одно изображение кораблей имеется на внешней поверхности луврского килика, расписанного мастером Никосфеном.
Пиры
Древние греки умели получать удовольствие от жизни. Очень популярным увеселительным мероприятием у них были так называемые «симпосии». Эти мероприятия тоже часто изображали на вазах.
На симпосии обычно приглашали людей, близких по духу. Собирались вместе не столько для того, чтобы вкусно поесть, но и для того, чтобы душевно пообщаться, отдохнуть.
На многих греческих вазах изображены моменты, когда греки слушают музыку, исполняемую на флейтах.
Сохранилось изображение симпосия на краснофигурном аттическом кубковом кратере работы Ефрония (510—500 гг. до н. э.).