Вазопись Древней Греции
Сосуды в Древней Греции расписывались керамическим способом – сначала на них наносили специальные краски, а затем обжигали. В этрусских захоронениях были найдены первые образцы греческой вазописи, поэтому их относили изначально к этрусскому или италийскому искусству.
Для греческой вазописи характерны разные стили, так, например, «геометрический стиль» был характерен для Гомеровского периода. Коричневая краска наносилась на бледно-желтоватый фон глиняного сосуда, а орнамент находился в верхней ее части.
Такие вазы предназначались для погребальных ритуалов – их клали в могилы в качестве дара, хоронили в них прах умерших либо ставили их в качестве надгробия.
О «геометрическом стиле» наиболее полное представление дают дипилонские вазы, найденные в Афинах, близ Дипилонских ворот на древнем кладбище. Эти сосуды имеют большие размеры, некоторые из них в рост человека, а по форме повторяют глиняные сосуды, предназначенные для хранения продуктов.
Рисунок 1. Дипилонские вазы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Дипилонские вазы имеют очень обильный геометрический, растительный либо животный орнамент. В более поздний период после 1200 г. до нашей эры на вазах стали изображать схематизированные фигурки людей (микенская керамика).
Как самостоятельный стиль украшения керамики, со второй половины VII- до начала V в. до нашей эры, развивалась чернофигурная вазопись. Чаще появлялись фигуры людей, изменениям были подвергнуты композиционные схемы.
Популярными становились пиршества, сражения, мифологические сцены, рассказывающие о Троянской войне, о жизни Геракла.
В период ранней классики, около 530 г. до нашей эры, появилась краснофигурная вазопись. Эту технику впервые применил живописец Андокид. Черным цветом красили фон, а силуэты фигур оставляли не закрашенными.
На краснофигурных вазах встречались зарисовки из повседневной жизни, образы женщин, гончарные мастерские. На вазах-билингвах противопоставляли два цвета – черные фигуры были на одной стороне, а красные – на другой стороне вазы.
Большое количество сюжетов на мифологические темы появилось в вазописи во времена высокой классики. Чувствовалась раскованность и свобода линий.
В позднюю классику на смену мифологическим героям пришли узорчатые орнаменты и лирические мотивы. Стиль вазописи по белому фону использовал белую краску, на которую наносили черные, красные или многоцветные фигуры. В основном эту технику применяли в росписи лекифов, арибалов, алабастронов.
Вазы-гнафии появились в 370-360 гг. до нашей эры. Родом они были из Италии, но получили распространение в греческих метрополиях. По черному лаковому фону в росписи гнафий использовали белый, желтый, оранжевый, красный, коричневый, зеленый и другие цвета.
На эти вазы наносили культовые изображения, растительные мотивы, символы счастья и производили их до середины III в. до нашей эры. Вазы из Канозы использовали в погребальных обрядах.
Воины на вазах Древней Греции
Вазы Древней Греции интересны тем, что роспись их дает наглядное представление о верованиях и быте греческого общества. Техника и тематика росписей варьировалась в зависимости от времени их изготовления.
Если критские росписи отличало гармоничное сочетание с формой сосуда и отсутствие сюжетных композиций и изображений человеческих фигур, то микенские сосуды были простые по форме и отличались лаконичностью декора. На них часто изображали воинов, как, например, на известном микенском кратере XII в. до нашей эры.
Многофигурные композиции характерны были в основном для чернофигурных росписей. На них были представлены мифы об олимпийских богах, героях, например, подвиги Геракла, связанные с Троянской войной, жизнь простых людей – битвы воинов, состязания атлетов, пиры и др.
Иное звучание имели росписи ваз дорических центров, где основной темой была героика, показывающая активность души и воли. На сосудах показывали не военные действия, а воинов. Торжественность воинов, построенных на кратере, была созвучна возвышенной поэзии Эсхила, который участвовал в греко-персидских войнах.
Росписи дорических ваз сопровождались текстом, например: «Мне не мил стратег высокий, с гордой поступью стратег, с дивно пышными кудрями, с гладко выбритым лицом! Пусть он будет низок ростом, пусть он будет кривоног, лишь бы шел он твердым шагом, лишь бы мощь в душе таил».
Эти строки являлись своеобразным лейтмотивом росписи дорических ваз. На вазах фигуры изображались с широкими плечами, тонкой талией, толстыми икрами ног, узкой щиколоткой. Не было никакой специальной декоративности, линии смягчались при помощи специальной белой краски.
Росписи аттических ваз отображали развитие сюжета с очень активным действием. Сюжеты были мифологические, например, борьба Геракла с Цербером, с немейским львом, скачки-состязания.
Росписи аттических ваз показывали душевное состояние героев, например, сцена проводов Гектора – сына Приама и Гекубы, на бой с Ахиллом. Сцена, полная волнения, была мастерски передана в росписи амфоры.
Гектор на вазе изображен мастером в центре – он в шлеме с высоким гребнем, вооружен щитом и копьем. Имя Гектора написано пред ним, а имя Андромахи – позади нее. Гектор стоит к ней лицом.
Вазописец передал атмосферу доверия и взаимной сердечности. Данная атмосфера передана в устремлении их глаз друг к другу, в том, как Андромаха льнет к мужу, осторожно распахивая свой плащ.
На глиняном «Кратере воинов» XII в. до нашей эры, найденном в Микенах, были изображены уходящие воины. Им вслед смотрит женщина, благословляя их на сражение.
В поэме о Троянской войне Гомер описывал яростные военные действия троянцев и греков у подножия стен города. Были моменты коротких передышек и тогда троянцы ненадолго возвращались к семье в город.
Гектор – один из самых привлекательных героев, предводитель троянцев был заботливым отцом и нежным мужем. Ненадолго покинув поле битвы, он просил мать принести дары богине Афине и уходит повидаться с женой – Андромахой.
Женщина находилась на городской стене вместе с маленьким сыном и внимательно наблюдала за сражением.
Ваза воинов
Уникальная Ваза воинов XII в. до нашей эры из микенских находок убеждает в том, что доспехи воинов этого периода были близки к доспехам гоплитов.
Шлемы с нащечниками являлись средством защиты переносицы и креплением для гребней. У воинов большие круглые щиты, защитные поножи и короткие юбки.
Рисунок 2. Ваза воинов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Кроме того, на шлемах хорошо видны два острых рога, а на копьях мешочки для каких-то мелких фетишей. Удивительная находка есть в экспозиции Микенского музея – это небольшой сосуд с большим количеством мелких бусинок разного цвета и формы, человеческая фигурка, маленький гребень.
Вполне возможно, что это был набор для воина, который они брали собой в поход, сохраняя, таким образом, связь с родным домом.
Загадочным на лицах воинов являлось гротескное выступание носов. Эту отличительную черту, по всей вероятности, необходимо было обозначить.
Оборотная сторона Вазы Воинов содержит еще одну загадку – амуниция воинов здесь почти такая же, только вот очень странно выглядели шлемы. Они похожи на шапочки или на прически «ежиком».
Без нащечников стали видны бороды, а щиты воинов выдвигались вперед, но руки не видны. Внутренняя ручка видна на самом левом изображении щита, но рука не держит ее и только плечо видно от левой руки.
Справа изображен упавший воин, но видна только часть его фигуры. Ноги его с такой же штриховкой, как и ноги наступающего на него воина. На земле, однако, лежит неясный округлый предмет.
Таким образом, получается, что роспись вазы изображала две сцены – проводы воинов, где женщина машет им рукой и сражение – противник изображен только одной фигурой с сохранившейся от него ногой.
Воины почему-то сбросили шлемы, переодевшись в странные шапочки-ежики.
По качеству изображения людей микенская ваза является уникальной, потому что сюжеты, изображающие людей на колеснице или рядом, были крайне примитивными и выполнялись безыскусно и подчеркнуто непропорционально.