Колонна Траяна
Колонна Траяна возвышается в самом сердце итальянской столицы. Высота беломраморного сооружения составляет 38 метров. Диаметр колонны у пьедестала – 3,69 метра, а у основания капители — 3,2 метра.
Рисунок 1. Колонна Траяна. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Колонна была построена в 113 году до н. э. по проекту архитектора Аполлодора Дамасского в честь великих побед римлян над даками во время правления императора Траяна. Это был один из самых талантливых полководцев и правителей Рима. Он успешно вел войны с Арменией и Парфией и расширил границы Римской империи.
Снизу доверху колонну опоясывает рельефное изображение в виде непрерывной ленты, на которой запечатлены сцены военных походов, в частности, из двух войн против даков (101-102 и 105-106 годов).
Все события представлены в хронологическом порядке: медленно текут волны Дуная, на горизонте возвышаются римские сторожевые постройки, подготовка римских воинов к сражению, строительство укреплений, переправа через реку, сцены сражений, пленные даки, сбор трофеев, устройство лагерей, осада крепостей и другое.
При осадах римляне часто использовали «черепах». Это такой способ построения, когда легионеры выстраивались в прямоугольник, вплотную прижимая скутумы — щиты — друг к другу. Это позволял им защититься от вражеских стрел.
Во время сражений легионеры всегда держали скутум (ростовой щит) в левой руке. Таким образом, находясь в шеренге каждый солдат защищал не только себя, но и стоящего слева от него воина.
Изображение «черепахи» можно увидеть и на колонне Траяна.
«Черепахи» применялись во время осад, так как таким образом римские воины могли безопасно подходить вплотную к городским стенам или укреплениям, так как были почти полностью защищены от стрел и камней противника.
В общей сложности на изображениях, имеющих большую историческую и культурную ценность насчитывается более 2500 фигур, среди них сам римский император Траян, богиня Победы Ника, бог Дунай, герои мифов.
Основание колонны установлено на постаменте высотой 5,5 метров.
С юго-восточной стороны пьедестала находиться вход в усыпальницу Траяна и его жены.
Венчает колонну Траяна капитель, по периметру которой расположена небольшая смотровая площадка с ограждением. Здесь установлена фигура апостола Петра. Правда, изначально там был установлена позолоченная скульптура орла, символизировавшего непобедимость и мужество императора. Но после смерти Траяна на вершину капители установили его скульптуру.
Стоит отметить, что в древности барельеф был цветным, но сейчас увидеть следы краски можно только с помощью специального оборудования.
Колонна Марка Аврелия
Колонная Марка Аврелия – это монументальная колонна дорического типа, установленная на площади Колонны в Риме. Как видно из названия, площадь была названа в ее честь. Колонна Марка Аврелия была построена между 176 и 192 годами с целью увековечить событий Маркоманской войны.
Рисунок 2. Колонна Марка Аврелия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Она была создана по образцу знаменитой колонны императора Траяна. Строительство памятника требовало много сил и средство, поэтому неудивительно, что работы велись много лет.
Возведение монумента было завершено через 12 лет после смерти Марка Аврелия.
Колонна Марка Аврелия – результат кропотливого труда: вся поверхность колонны покрыта барельефами, в которых запечатлены события Маркоманской войны.
Высота колонны составляет 29,6 метра, высота ее пьедестала – 10 метров. Общая высота монумента – 41,95 метра. В 1589 году колонну отреставрировали, в результате три метра от ее основания оказались ниже поверхности земли.
Для изготовления колонны использовался каррарский мрамор. Внутри колонны находится винтовая лестница из 190-200 ступенек. Когда-то на квадратной площадке была установлена скульптура Марка Аврелия. Лестница освещалась через вертикальные окна.
Наибольший интерес представляют, конечно, барельефы. Изображения на колонне Марка Аврелия выглядят более экспрессивными, чем на колонне Траяна. Здесь более плоская глубокая, поэтому, по сути, это горельеф. Еще одно отличие от колонны Траяна – это особенности изображения голов фигур. Здесь они слегка увеличены. Вероятно, таким образом, мастер хотел сделать более точным выражения лиц. Однако одежда и оружие фигур проработаны не столько кропотливо. Скорее всего, это связано с тем, что на колонне тысячи фигур и каждую из них проработать детально было невозможно.
К сожалению, фигуры не очень хорошо сохранились до нашего времени.
По сравнению с колонной Траяна, колонна Марка Аврелия более рельефная.
К XVI веку колонна лишилась статуи Марка Аврелия. В 1589 году по инициативе папы Сикста V колонна была отреставрировать. Работы поручили архитектору Доменико Фонтана. Тот решил поставить на колонну скульптуру апостола Павла. Он замазал разрушенные рельефы, но ошибся, назвав памятник «колонной Антонина Пия».
На поверхности колонны были изображены сцены баталий – в нижней части – битвы с германскими племенами, а в верхней – с сарматами. В изображении воинов отсутствовала героизация. Можно даже сказать, что скульптор сочувствует противникам, так как изображает их с примитивным оружием, а римских легионеров – облаченными в пластинчатые латы и кольчуги. Римляне уничтожают дома врагов и уводят в рабство женщин. Таким образом, жестокими изображены именно римляне, а не германцы и сарматы.
На одном из барельефе была изображена римская «черепаха».
«Черепаха» представляла собой боевой порядок римской пехоты, предназначенный для защиты от метательных снарядов во время полевых сражений и осад.
На барельефе римляне построили «черепаху» и под ее прикрытием осаждают укрепление германцев. Те метают в них колеса от телег, факелы, мечи, камни и сосуды с горячей водой. Однако они не могут одолеть римских легионеров.