Поздние скифы
Поздний этап скифской культуры охватывает период с III века до н.э. до III века н.э. В это время территория проживания скифов заметно сократилась. Также на заключительном этапе своей истории они перешли к оседлому образу жизни.
В III веке до н.э. в жизни скифов важную роль стало играть земледелие, Это оказало огромное влияние на социальные отношения и религиозные верования.
Данная археологическая культура получила название «позднескифской».
Столицей позднескифского государства был город Неаполь.
Скифы устраивали свои поселения в предгорьях в долинах рек Крыма. Поселения укрепляли каменными стенами с башнями, рвали и валами.
Скифы строили дома прямоугольной формы. В жилищах обычно было два-три помещения, выход из которых вел на улицу. Нижнюю часть стен таких построек выкладывали из камней, а верхнюю – из сырцового кирпича. Полы были земляными или обмазанными глиной. Для изготовления крыш скифы использовали органические материалы или греческую черепицу. Для позднескифской культуры характерны полуземлянки. Наземная часть таких жилищ изготавливалась из сырцового кирпича или из обмазанных глиной жердей. Для хранения продуктов в поселениях делали хозяйственные ямы.
Рисунок 1. Нашивная бляшка в виде мужской бородатой головы. Скифская культура. 340-330 гг. до н. э. Государственный Эрмитаж. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Самыми распространенными типами погребальных сооружений скифов были склепы и подбои. В склепах были камеры, которые закрывали каменными плитами. Там совершали многократные захоронения. Об этом свидетельствуют находки в виде десятков костяков.
Отличительной чертой позднескифской культуры является традиция засыпать входные ямы погребений камнями. В могилы умерших клали различные вещи, например, лепную и гончарную посуду, украшения (кольца, браслеты), детали одежды (пряжки, фибулы, оружие и бытовые предметы (прясла, зеркала).
В III – II вв. до н. э. скифы начали принимать активное участие в политических процессах на полуострове. В I в. до н. э. скифы вмешались в междоусобицы на Боспоре.
Столкновения с Херсонесом привели к тому, что в I в. н.э. в городе появились римские войска.
В результате римляне нанесли скифам ряд поражений и захватили Альма-Кермен.
Территория позднескифского государства стала сокращаться. В Неаполе и Усть-Альме археологами зафиксированы следы сильных пожаров. Все поселения северо-западного Крыма были заброшены. Исследователи объясняют это продвижением в Крым сарматских племен.
Со II вв. н. э. начался упадок позднескифского государства. Во II в. н. э. его захватил Боспор. В III в. н. э. в Крым вторглись готы. В результате все скифские поселения были разрушены, позднескифская культура прекратила свое существование.
Этапы изучения позднескифской культуры
Изучение позднескифской культуры проходило в несколько этапов. Первый этап охватывает период со второй половины XIX века до начала XX века. В это время исследователи занимались в основном фиксацией археологических памятников, проведением раскопок и анализом находок.
В результате исследований, проводившихся в 60-е гг. XIX века в Нижнем Поднепровье, было описано 17 укрепленных поселений. В 80-е гг. были проведены раскопки. В 1909 году были на правом берегу Днепра было обнаружено несколько городищ (Золотая Балка, Гавриловка, Анновка и др.).
В Крыму первый этап изучения позднескифской культуры тоже начался в XIX веке. Интерес к скифам усилился после того, в Симферополе, на городище Керменчик, были найдены клад монет, плита с изображением всадника и три плиты с надписями на греческом языке.
Первые раскопки Керменчика проводил И. П. Бларамберг. Там он обнаружил плиту, на которой были изображены двое мужчин. Он решил, что это изображения скифских царей Скилура и Палака. Само же городище исследователь определил как Неаполь.
Позднее раскопки продолжили А. С. Уваров, Н. П. Кондаков, Н. И. Веселовский и другие, в результате были найдены интересные памятники, вскоре ставшие предметом дискуссий. Вскоре ученые сошлись во мнении, что Неаполь был греческим городом. Среди находок встречались надписи с именем Скилура, что могло указывать на то, что он повелевал городом. Только в 1918 году М. И. Ростовцев выдвинул гипотезу о существовании скифского царства, а крепость рядом с Симферополем, по его мнению, была «греко-скифским» городом Скилурой. При этом Ростовцев не называл напрямую «позднескифской» культуру данного памятника (Е. А. Попова «Позднескифская культура: история изучения, проблемы, гипотезы», вестн. Моск. Ун-та, сер.8. История. 2011. №1).
В 20-40-е гг. XX века начался второй этап исследований. В этот период были изучены позднескифские городища на территории Центрального Крыма. А в ходе Тавро-Скифской экспедиции было раскопано большое количество позднескифских городищ и могильников, в результате чего было обнаружено огромное количество археологического материала.
В рамках третьего этапа изучения позднескифской культуры (50-70-гг. прошлого века) был раскопан могильник у поселения Золотая Балка, что позволило получить ценные материалы погребального обряда позднескифского населения.
Были произведены раскопки городищ Северо-Западного Крыма – Чайки, Беляуса, Поповки. На основании полученных данных Н. П. Шульц разработал концепцию развития скифской культуры. Он утверждал, что позднескифская культура – продолжение скифской культуры, начиная с IV века до н.э. и до III века н.э.
Четвертый этап исследования позднескифской культуры длился с 1980-х до 2000-гг. Данные, полученные в результате раскопок, проводившихся на Знаменском и Анненском городищах, показали, что начавшийся процесс оседания скифов на землю прослеживается в Северной части Нижнего Поднепровья в V-IV вв. до н.э.
Скифы могли перейти к оседлому образу жизни из-за экологического кризиса, вызванного экстенсивным скотоводством на ограниченных пространствах Северного Причерноморья.
Главной особенностью позднескифских поселений были мощные укрепления, в ранних скифских поселениях они не встречались. Ученые пришли к выводу, что население вышеназванных городищ сформировалось из обитателей Ольвии. Они переселились сюда из-за обострения политической ситуации в полисе.
В целом стоит отметить, что вопросы истоков позднескифской культуры и этнической принадлежности ее носителей, являются дискуссионными, а значит, они по-прежнему актуальны для исследований.