Характеристика пазырыкской культуры
Пазырыкская культура — археологическая культура Горного Алтая, получившая распространение в VI-III вв. до н. э. Носители этой культуры населяли смежные территории современных России, Казахстана и Монголии.
Пазырыкцы в основном занималось кочевым скотоводством. Судя по археологическим находкам в их погребениях, знатные люди носили шелковые рубахи, в погребениях остальных членов общества рубах не было обнаружено. Мужчины носили штаны, а элементом женской одежды были юбки. И мужчины, и женщины носили войлочные чулки, в них было удобно ездить на лошади.
Также пазырыкцы носили меховые шубы. Этот элемент одежды часто украшали аппликациями из войлока, а также ценными мехами, окрашенными в синий цвет.
В погребениях хорошо сохранились мумии. Исследования тел погребенных показали, что на их коже нанесены сложные татуировки. В некоторых курганах сохранились погребальные повозки высотой три метра, различные реалистичные фигурки животных и птиц, а также фрагменты текстиля.
Исследование волос мумий показало, что пазырыкцы в основном употребляли в пищу рыбу.
В конце III – начале II века до н. э. часть носителей пазырыкской культуры под давлением гуннов мигрировала с территории Горного Алтая на север.
Спасение Катандинского халата
История открытия и процесс реставрации Катандинского халата описаны в статье, опубликованной на официальном канале Государственного Исторического музея.
Рисунок 1. Катандинский халат. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Катандинский халат обнаружил академик В. В. Радлов в 1865 году в Большом Катандинском кургане. Находка относится к IV-III вв. до н. э. По словам ученых, это единственный сохранившийся до наших дней кандис (церемониальная одежда из меха).
Халат представляет собой меховую одежду широкого покроя на меховой подкладке. Он сшит из небольших кусков красного, зеленого и коричневого меха, которые в сочетании образуют рисунок, напоминающий чешую. Халат декорирован огромным количеством деревянных и кожаных бляшек.
Сегодня этот уникальный экспонат представлен в Государственном историческом музее. Раньше, до 1921 года, он хранился в бывшем Румянцевском музее. Тогда это был просто бесформенный комок кожи, совершенно непригодный для изучения и экспонирования. Затем специалисты приступили к реставрации Катандинского халата. Работы проводились с 1934 по 1936 гг.
Сначала изделие размягчили глицерином и развернули. Возраст находки составлял более двух тысяч лет, поэтому кожа очень истончилась и рвалась от каждого прикосновения. По сути, халат превратился в лохмотья.
Специалисты решили укрепить мех, который расползался под пальцами, дублировочной хлопчатобумажной тканью. Халат пришлось «разобрать» на части. Верх изделия отделили от подкладки, после чего обе части разделили на отдельные детали (полы, спину, рукава). Каждую деталь пришивали к дублировочной ткани. Укрепленные таким образом фрагменты собрали в готовый халат.
После завершения реставрационных работ халат стал одним из основных предметов экспозиции, однако, несмотря на труд реставраторов, халат все равно постепенно разрушался.
С течением времени на стенах витрины стал проступать конденсат. В витрину поместили поглотитель влаги, однако он не исправил ситуацию.
Позднее уникальный экспонат все же пришлось убрать из витрины, чтобы подробно изучить степень разрушения кожи, установить причины процессов, которые к этому привели, и приостановить разрушение Катандинского халата.
На время работы экспертов экспонат поместили в герметичный металлический шкаф, который был заполнен инертным газом аргоном (без доступа кислорода). В ходе исследований специалисты выяснили, что кожа, из которой был изготовлен Катандинский халат, содержит большое количество воды, глицерина и продуктов его деструкции. В этой среде обитали бактерии, именно они и были причиной разрушения халата.
С помощью биоцидного средства халат подвергли антимикробной обработке, после чего снова разделили на отдельные детали. Затем специалисты удалили глицерин, продукты его деструкции и излишки воды.
После этого на поверхности и в объеме материала была сформирована пленка полимера из газовой фазы. Так удалось приостановить процесс разрушения кожи.
Теперь предстояло решить вопрос хранения уникального экспоната.
Специалисты пришли к выводу, что если соединить все детали между собой, то кожа и мех начнут разрушаться еще больше, поэтому было принято решение не собирать фрагменты в готовое изделие.
Стоит отметить, что специалисты провели технологически очень сложную работу, сопряженную с большими временными и материальными затратами.
В настоящее время Катандинский халат хранится в специальной комнате отдела реставрации.