Древние изображения в пещерах
Древние рисунки, оставленные предками современного человека в глубинах пещер и на скалах, есть во многих местах планеты. Этот вид искусства зародился в глубокой древности и охватил территориально все континенты.
Рисунки, оставленные людьми тех эпох, отражали их представления об окружающем мире. Так передавались и сохранялись знания и навыки, происходило общение друг с другом. Этот вид деятельности не был направлен на удовлетворение материальных нужд, он был связан с развитием духовных потребностей людей.
Относительно истории первобытного искусства ученые придерживались двух противоположных взглядов. Натуралистическую пещерную живопись и скульптуру одни специалисты относили к древнейшим, а другие считали таковыми схематические знаки и геометрические фигуры.
Есть еще одна точка зрения, сторонники которой предполагают, что все формы появились примерно в одно и то же время, например, к числу самых древних пещерных изображений они относят оттиски кисти человеческой руки и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных пальцем в сырой глине в эпоху палеолита.
Специалисты выделяют четыре основных типа памятников первобытного искусства:
- Первый тип - рисунки в пещерах, относящиеся к эпохе раннего палеолита, – это наиболее ранние произведения древнего искусства. Древние художники наносили свои рисунки на стены, на высокие своды подземных залов, в узких и низких проходах и коридорах. Некоторые рисунки можно было рассмотреть лежа на спине или с помощью специальных конструкций. Многие изображения, находящиеся в темных местах пещер, разглядеть без специального освещения невозможно.
- Ко второму типу относятся гравированные рисунки на горизонтальных и вертикальных скальных поверхностях. К ним относятся, например, петроглифы Сибири и Фенноскандии.
- Третий тип включает рисунки, сделанные краской на отвесных скалах, например, уральские писаницы.
- Четвертый тип – гравировки небольших размеров на камнях и блоках, наиболее распространенные в центрально-азиатском регионе.
Изображения Серпиевской-2 пещеры
Сложная структура настенных палеолитических изображений была обнаружена в Серпиевской-2 пещере. Этот подземный памятник представляет собой яму, окруженную частоколом из костей. Таких древних инсталляций ранее в России не обнаруживали. Специалисты предполагают, что они были созданы около 14 тысяч лет назад.
Вокруг ямы древними людьми были вбиты кости и зубы крупных животных ледникового периода – бизона, шерстистого носорога, волка, пещерного медведя и др. Специально подобранные камни заклинивали некоторые кости.
В яме пещеры были обнаружены не только кости животных, но и отдельные древесные угли, а также крупинки красной охры (красочный пигмент). Доисторический художник над ямой создал на стенах изображения, среди которых особенно выделяется фигура северного оленя.
На стоянках палеолита открытого типа такие ямы с костями встречаются довольно часто. Возможно, это были хранилища, холодильники или элементы строительных конструкций. В столбовых ямках, например, кости животных играли роль забутовок, укрепляющих жерди или столбовые конструкции.
Однако в подземных святилищах палеолита с настенными изображениями, где люди не жили, такие конструкции довольно редки. Говорить о том, для чего была предназначена подобная конструкция, ученые считают рано. Для выяснения этого вопроса необходимы полевые и лабораторные исследования.
В Серпиевской-2 пещере настенные изображения были обнаружены в ходе экспедиции В. Т. Петрина в середине 1980-х годов. Комплексных археологических обоснований рисунков Серпиевской-2 пещеры до 2019 г. не было.
Рисунок 1. Настенные рисунки. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Достоверно говорить о том, что возраст настенных рисунков пещеры относится к палеолиту, стало возможным после работ, проведенных в 2022 г.
Находка в пещерах с настенными изображениями утилитарных или неутилитарных конструкций палеолита является исключительным феноменом в полевой практике археологов.
Из 60 изображений в Серпиевской-2 пещере большая часть – это не идентифицированные пятна красного цвета, частично размытые остатки изображений фигур, частично следы неясных изобразительных практик людей эпохи палеолита, которые сочетаются с единичными зооморфными изображениями и геометрическими фигурами.
Рисунок 2. Изображения в пещере. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Также здесь были найдены бессистемные гравировки, единственные для Южного Урала.
Техника выполнения изображений
Техника выполнения наскальных изображений была различной. Такие изображения как петроглифы выполняли посредством удаления части поверхности камня в технике выбивания, гравировки, резьбы, шлифования. Изученные образцы показывают, что сначала наносился контур изображения, а после этого снималась вся внутренняя поверхность.
Специалистам сложно ответить на вопрос, что являлось инструментом для выполнения петроглифов – специально изготовленные инструменты или подходящие заостренные камни.
Однозначно говорить о том, что изображения на скалы до изобретения металла наносились только каменными инструментами, нельзя, предположительно для этих целей могли использоваться и рога оленей.
Для создания изображений в ледниковый период использовалась и такая специфическая техника, как «макароны» – это линии, проведенные пальцами по мягким отложениям на стенах пещер.
Для изготовления круглой скульптуры древнему мастеру требовалось значительно больше времени, нежели для выбивки или гравировки изображения.
Тщательное изучение древних техник привело специалистов к пониманию того, что древний мастер отлично знал натуру, имел твердую руку, навык работы по камню и использовал предварительные наброски.
Другими наскальными изображениями являются росписи, которые наносили каким-либо пигментом на поверхность камня. Размеры росписей самые разные, от миниатюрных до монументальных. По сравнению с петроглифами росписи больше подвержены воздействию природных факторов. Лучше они сохранялись в пещерах, гротах.
Древние художники использовали самую разную цветовую гамму, кроме красного и черного цветов, она включала белый, желто-коричневый, красно-вишневый тон, оттенки синего и зеленого цвета. Проведенные анализы показали, что краска готовилась специально.
Пигмент мог служить как окрашивающим компонентом, так и использоваться самостоятельно. На первой стадии материал измельчали, крупные частицы удаляли, вводили наполнители, затем разводили водой и отстаивали. Для изменения окраски пигмент могли нагревать.
Древние мастера обладали навыком специального приготовления краски, так, например, краски, использованные в пещере Ляско, имели многокомпонентный состав сложной рецептуры с включением примесей.
Пигменты со временем могут перерождаться, поэтому невозможно однозначно сказать о изначальном цвете росписей, дошедших до нашего времени. Подверженные воздействию извне они могут менять оттенок и свой химический состав.
Например, желтый гетит в условиях сухого и жаркого климата превращается в красный гематит, поэтому краски, использованные древними мастерами, со временем могли сильно «постареть».