Рим в эпоху империи продолжал развивать морскую торговлю в Средиземном море, которая имела ключевое значение для его экономики. Из захваченных стран вывозили все необходимое для Рима, а также предметы роскоши.
Из Сирии, Сицилии, Алжира и Египта Рим ввозил зерно, из Карфагена — фрукты. Германия экспортировала в Рим древесину, меха и даже рабов, а из Галлии в Рим везли мясо и скот.
В связи с этим росло количество кораблей и их тоннаж, а также количество морских перевозок. Это требовало строительства новых портов и реконструкции старых.
В начале новой эры появились огромные порты – Острия, Карфаген, Александрия.
Все порты были оборудованы искусственными сооружениями - волноломами, молами, дамбами маяками. В малых портах был один бассейн для стоянки, разгрузки или погрузки кораблей, в крупнейших портах таких бассейнов было несколько.
Типы портов
Самый простой тип порта с одним бассейном мог иметь различное устройство. Бассейном могли служить бухта или лагуна.
Если же в силу каких-то экономических причин или других потребностей возникала необходимость в строительстве порта там, где не было бухт, то римляне создавали искусственную бухту, защищенную от моря молами.
Иногда мол шел длинной полосой, вдоль берега, отгораживая порт от моря. Чаще всего сооружали порты с двумя молами и узким проходом между ними.
Во II веке до н. э. чаще всего строили порты, бассейн которых имел в плане округлую или полигональную форму. Такой тип портов был удобен, так как у них была большая длина причалов, благодаря чему могло пришвартовывать большое количество кораблей.
Широко были распространены порты с несколькими бассейнами. Один бассейн использовался для торговых военных судов, а другой – для военных. Однако военные корабли в эпоху империи уже утратили военное значение.
В некоторых случаях применялась система, объединявшая морские и речные порты. Чтобы улучшить условия судоходства, римляне проводили каналы.
Оборудование портов
Римляне оборудовали порты маяками. Соединявший порт с морем канал делился на два рукава естественным или искусственным островком, на нем устанавливали маяк. Один рукав использовался для входа, а другой – для выхода кораблей.
Порт представлял собой целый ансамбль. Особенно выделялся вход, где строили высокие башни маяков. Вдоль причалов возводили портики, на молах – триумфальные арки, в глубине комплекса портовых сооружений строили храмы в честь морских богов.
Главные порты Древнего Рима
Порт и торговый центр Остия развивалась одновременно с Римом. По легенде, город-порт Остия в устье реки Тибр был построен во время правления римского царя Анка Марция.
Рим ввозил зерно из Сардинии и Сицилии, а потом и из Египта. Остия принимала сотни кораблей с пшеницей. Поставки зерна контролировал особый чиновник — прокуратор продовольственных дел. Зерно было очень важным для Рима продуктом, определявшим государственную политику, регулирующую хлебные законы. Хлеб помогал римским правителям завоевывать доверие народных масс, которые, как известно, требовали «хлеба и зрелищ».
На фоне кризиса Римском империи и упадка торговли портовая гавань Осития стала деградировать.
Большое значение в морской торговле Рима имел порт Клавдия. Эта искусственная гавань была построена в 4 км от Остии при императоре Клавдии. Строительство нового порта было связано с тем, что Остия не справлялась с объемами поставок зерна из Египта.
Новый прибрежный город назвали Порт. Это был главный морской порт Рима в период империи. Площадь его гавани составляла 200 га и имела два мола и высокий маяк.
В 64 году, в период правления императора Нерона, строительные работы были завершены.
В 62 году во время сильного шторма в новой гавани затонули 200 кораблей.
Римский император Траян, правивший с 100-112 гг. решил бперестроить порт Клавдия. Он благоустроил гавань и назвал его Portus Augusti Traian.
Новый порт был построен в форме шестиугольника. Площадь его бассейна составляла 33 га. Это было грандиозное инженерное сооружение с оснащенными складами и судостроительной верфью.
Протяженность набережной составляла два километра. Вдоль нее располагались магазины, административные здания и трехэтажный Императорский дворец.
Благодаря мощной структуре новый порт позволял перегружать товары с морских судов на малотоннажные суда и по Тибру доставлять их в Рим.
Через Остию и Порт население Рима обеспечивалось зерном, оливковым маслом, вином, свинцом, мрамором и другими товарами.