Первые формы изобразительного искусства эпохи палеолита появились около 40-30 тыс. лет назад. Памятники палеолитического искусства – пещерная настенная живопись и рисунки, различные виды скульптуры. Образцы произведений палеолитического искусства чаще всего находят на юго-западе Франции и в прилегающей части Пиренейского полуострова. Также они встречаются в Северной и Восточной Европе, Альпах, на территории Украины, на Южном Урале и в Сибири.
При этом, по мнению современных исследователей, искусство живописи появилось благодаря взаимодействию человека с медведем.
Общие сведения о гриффадах
Рисунок 1. Гриффады. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Происхождение пещерной живописи верхнего палеолита юго-западной Европы связано с высокой культурой Человека разумного (Homo sapiens). В то время люди не отделяли себя от царства животных.
Первобытный человек воспринимал свое жилище (пещеру) глазами его истинного хозяина - медведя. Отчасти это объясняет гипотезу археологов о том, что пещерная живопись произошла от гриффад. Гриффады – это процарапанные на стенах пещеры следы когтей гигантских медведей и их имитации человеком в виде оставленных на глине следов пальцев или отпечатков кистей рук.
Известно, что медведи, обитавшие в плейстоценовых пещерах, любили «поточить когти» о стены, что приводило к появлению на них многочисленных борозд – граффад.
Для первобытных охотников это был важный сигнал, который вызывал ответные действия. На медвежьи гриффады они накладывали свои. Ученые не раз обращали внимание на то, что медвежьи царапины и отпечатки рук людей имеют общие черты. Такого рода находки были обнаружены в пещерах верхнего палеолита (Монтеспан, Альден, Пеш-Мерль).
Медвежьи и человеческие гриффады ученые называют своеобразной перепиской.
Образ медведя часто присутствует в пещерах первобытных людей. Помимо гриффад, в пещерах встречаются изображения голов медведей (пещера Арден), контуров животного (пещера Альтамира). В пещере Базуа (Италия) есть не только гриффады, но и отпечатки лап медведя и ног человека. В пещере Шове (Франция) возле гриффад на стенах, на скальном основании установлен череп медведя.
В пещере Труа-Фьер (Франция) было обнаружено изображение медведя, истекающего кровью. Художник нарисовал даже следы ударов копьями.
Историк и археолог А. Д. Столяр утверждал, что рисунки, созданные в период верхнего палеолита, отображали пещерные ритуалы-пантомимы, проводившиеся охотниками эпохи Мустье после битвы с медведем.
Особый интерес представляют находки в пещере Драхенлох в восточной части Швейцарских Альп, в которой сохранились следы неандертальской культуры (100 тыс. лет назад). Открытие было сделано в 1917-1923 годах.
В пещере была обнаружена стенка высотой 80 сантиметров, сложенная из необработанных известняковых плит. Все пространство за ней было заполнено костями громадного пещерного медведя. Позднее аналогичные находки были сделаны и в других альпийских пещерах, расположенных на территории Германии, Швейцарии, Австрии, Франции.
Кроме того, в пещерах встречались высокие камни с лежащими на них медвежьими черепами – своего рода древние алтари.
Все эти находки позволяют сделать предположение о существовании культа медведя в эпоху палеолита.
Культ медведя в палеолите
Почему же пещерный медведь стал объектом поклонения, центром охотничьей магии и ритуалов в эпоху палеолита? Возможно, это связано со свойствами этого животного. Это огромный, умный, хитрый и очень опасный хищник. Несмотря на опасность охоты на этого зверя, древние люди все равно шли на это, хотя мясо и шкуры можно было получить и от других животных, например, различных парнокопытных и лошадей. Охота на этих животных была намного безопаснее.
Возможно, что смысл такой охоты заключался не в самой добыче, а в победе человека над таким опасным зверем. То есть, таким образом, первобытные люди демонстрировали свою силу и мужество.
С течением времени пещерные медведи вымерли. По одной из версий, исчезновение этих животных связано с охотой на них.
Общество развивалось. Появлялись примитивные верования – фетишизм, тотемизм, магия. Затем их сменили более развитые религии.
Постепенно люди переходили от охоты к сельскому хозяйству и скотоводству. Это позволяло людям не зависеть от охотничьей добычи, но медведь по-прежнему оставался тотемным животным у охотников.
Изменение условий жизни приводило и к изменениям культа медведя, хотя там, где охота оставалась основным занятием, изменения были незначительными, в частности, у некоторых народов Сибири.
Культ медведя существовал и у восточных славян, хотя и не играл центральной роли. Медведь перестал быть объектом охотничьей магии, так как основным занятием славян стало сельское хозяйство, но все равно ему поклонялись.
Образ этого животного проявляется в отождествлении медведя с богом Велесом, одним из главных божеств восточных славян. Медведь был одним из воплощений этого языческого божества.
О важности образа медведя свидетельствуют такие находки, как амулеты из зубов и когтей этого животного.