Биография Гордона Чайлда
Вир Гордон Чайлд - один из самых известных археологов XX века, который специализировался на изучении европейской предыстории.
Он родился 14 апреля 1892 года в Сиднее (Австралия) в семье английских мигрантов среднего класса.
Из-за слабого здоровья Чайлд несколько лет учился дома, прежде чем получил высшее образование. Он обучался в частной школе в Северном Сиднее. В 1907 году мальчик начал посещать гимназию Англииканской церкви в Сиднее. В 1909 году он получил младший аттестат зрелости, а в 1910 году – выпускной.
В школе Чайлд изучал историю Древнего Мира, иностранные языки: французский, греческий, латынь, а также геометрию, алгебру и тригонометрию. У Чайлда были хорошие оценки по всем предметам.
Потом он окончил Сиднейский университет, а затем переехал в Англию, где поступил в Оксфордский университет.
После его окончания Чайлд вернулся на родину. В течение несколько лет он занимался политической деятельностью и работал секретарем премьера Нового Южного Уэллса.
В 1922 году он активно путешествовал и работал в музеях Центральной и Восточной Европы. Там Чайлд собирал материалы, на основании которых потом написал свой первый научный труд по археологии «Заря европейской цивилизации» («The Dawn of European Civilization», 1925 г.).
В 20-е гг. он написал работы, в которых описал раскопки неолитического поселения Скара-Брей, расположенного на западном побережье Оркнейских островов.
В 1925-1927 гг. Г. Чайлд работал библиотекарем при Королевском антропологическом институте. В 1927 году он стал профессором доисторической европейской археологии в Эдинбургском университете в Шотландии. В этой должности Чайлд работал до 1946 года.
В 1946 году он стал профессором и директором Института археологии в Лондонском университете. В 1957 году Чайлд ушел в отставку и уехал в Австралию. Он решил отдохнуть на родине перед тем, как приступить к работе над своей книгой под названием «Доистория европейской цивилизации».
Чайлд был очень разносторонним человеком, он занимался не только археологией, а преподавал, писал научные книги и статьи, а также много путешествовал. Кроме того, он работал в музеях и библиотеках, принимал участие в различных научных конгрессах и совещаниях.
Книги Чайлда переведены на многие иностранные языки.
Научная деятельность
Чайлд ввел понятия «неолитическая революция» и «городская революция». И хотя оба термины не совсем уместны, за ними скрыты важнейшие социальные процессы, для изучения которых ученый собрал огромное количество материалов.
Под термином «неолитическая революция» он понимал процесс распространения земледелия и скотоводства. Чайлд отказывался относить к неолитическим культуры, в основе хозяйства которых лежали охота и рыболовство.
Городская революция в понимании Чайлда представляла собой процесс возникновения городов, государственности и письменности.
Наибольший интерес для него представляла тема «доистории науки», то есть развития науки в древних обществах. Эти вопросы он осветил в своей книге под названием «Society and Knowledge/The Growth of Human Traditions», выпущенной в Нью-Йорке в 1956 году.
Чайлд в основном специализировался на европейской археологии, однако часто обращался и к археологии Востока. В 1952 году вышла в свет его книга «Древнейший Восток». По мнению автора, археология доисторического и протоисторического периодов Древнего Востока – ключ к правильному толкованию европейской предыстории.
Чайлд о роли археологии
Чайлд утверждал, что между материальной культурой и социально-экономической жизнью общества, на какой бы ступени развития оно не находилось, есть закономерная связь. Он считал, что данные, полученные в результате археологических раскопок, помогут в исследовании общественных отношений. Чайлд изучал общественные отношения на материалах Шотландии и Англии.
Он внес весомый вклад в развитие двух теоретических направлений англо-американской археологии – процессализма и постпроцессуализма.
Так, согласно первому направлению, археология должна быть отраслью антропологии, а ученые должны стремиться к открытию универсальных законов об обществе.
Считалось, что археология может установить объективную информацию о прошлом. Второе направление возникло в 70-е гг. XX века и стало реакцией на процессализм. Сторонники данного направления отвергали идею о том, археология позволяет получить доступ к объективной информации о прошлом.
Чайлд считал, что изучение прошлого человечества поможет понять, что люди должны делать в настоящем и будущем. Он отличался своими радикальными левыми взглядами, будучи с юности атеистом.