Зарождение палеолитического искусства
Искусство позднего палеолита является отражением богатства духовного мира первобытных людей.
Изобразительное искусство зародилось в эпоху позднего ашеля и мустье. Расцвет первобытной живописи приходится на верхний палеолит.
Образцы верхнепалеолитической живописи, обнаруженные в конце XIX века, были настолько совершенны, что ученые даже считали, что они не могли быть созданы в каменном веке. Лишь в результате длительной дискуссии эти находки были признаны подлинными.
В наше время палеолитическое искусство признано, его произведения являются предметов исследований.
Ученые выделяют три группы таких памятников:
- монументальное искусство — пещерная живопись и рельефы;
- искусство малых форм — мелкая пластика (статуэтки, пластинки из кости);
- прикладное искусство — украшения, бытовые предметы и др.
Возникновение палеолитического искусства доказывает, что в то время завершился процесс формирования сознания, что привело к зарождению нового вида деятельности.
Чаще всего первобытные художники изображали животных и людей. Некоторые рисунки и скульптуры настолько реалистичны, что палеонтологи с их помощью могут определить вид вымерших животных. Среди изображений особенно часто встречаются изображения мамонта, бизона, лошади, хищников.
Принято считать, что зооморфные изображения появились чуть позже, чем антропоморфные. Самым ранним памятником пещерной живописи (созданным 28 тыс. лет назад) является наскальная живопись в пещере Шове во Франции. В этой пещере представлены удивительные изображения лошадей, львов и других животных. Монументальные росписи наиболее полно представлены в пещерах, расположенных на юге и юго-западе Франции, севере Испании, Италии, а также в Сербии и Хорватии.
В данной статье будут рассмотрены особенности образцов палеолитического искусства из Франко-Кантабрийской области.
Франко-Кантабрийский регион
Франко-Кантабрийский регион простирается от Астурии на севере Испании до Прованса на юго-востоке Франции. Данный регион включает южную часть Франции и северную полосу Испании у Бискайского залива. Кроме того, в состав Франко-Кантабрийского региона иногда включают территорию северной Каталонии.
В период верхнего палеолита здесь наблюдалась высокая культурная однородность. По мнению исследователей, в то время Франко-Кантабрия была густо заселена.
По данным молекулярной генетики, жители этого региона были предками большинства жителей Европы.
В эпоху неолита территория Франко-Кантабрии утратила культурную однородность, распавшись на восточную часть, где преобладала культура кардиальной керамики, и западную, где получила распространение субнеолитическая рукадурская культура.
Особенности наскального искусства во Франко-Кантабрийском регионе
Главная особенность палеолитического искусства из Франко-Кантабрийской области – однородность. Это говорит о том, что в этом регионе были благоприятные климатические условия и, следовательно, высокая плотность населения. Стоит отметить, что общая численность населения планеты в то время составляла менее 5 млн человек. Средняя продолжительность жизни человека того времени составляла примерно 32 года.
Тогда, 40 тыс. – 10 тыс. лет назад до н. э., в первобытном искусстве произошел настоящий «прорыв», связанный с появлением в Европе людей современного типа.
Несмотря на то, что пещеры, в которых работали первобытные художники, часто описывают как жилища, «украшенные» фресками, нужно отметить, что все же большинство из них использовалось людьми не в качестве жилищ, а для проведения ритуалов.
Как уже говорилось, художники каменного века чаще всего изображали людей и животных.
В пещерах Франко-Кантабрийского региона наблюдается следующее процентное распределение видов изображений: лошадь – 30 % от общего количества изображений, бизон – 20 %, горный козел – 7,5 %, тур – 6,8 %, олень – 7,1 %, лань - 6,2 %, мамонт - 7,6 %, медведь 2,3 %, лев 2,2 %; остальные – менее 1 %.
Чаще всего первобытные художники изображали травоядных животных, а хищных – львов, медведей – реже. Иногда зверей изображали раненых стрелами или даже умирающих.
Исследователи обращают внимание на то, что изображения оленей встречаются редко, хотя эти животные имели большое значение для первобытных людей.